Найти в Дзене

Концепция курса истории России XX века

Оглавление

Каким был век XX для русских людей (всех тех, кому дорога Россия)? Временем свершений? Потерянных возможностей? Последним явлением русского духа во всемирной истории?.. А может, был он и тем, и другим, и третьим и еще чем-то? Своей ли волей русские люди творили историю в веке XX, или вела их чужая мысль, чужое слово? А может, век XX был и грозным предостережением для нас?.. Эти и другие вопросы звучат в сознании мыслящего русского человека и ныне. От них не уйти. Всякая честная историческая книга, и прежде всего учебник по отечественной истории для вуза и школы, обязана дать на них ответы (или попытаться это сделать).

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В БЛОГЕ АВТОРОВ

Х Х Х

Начало XX века

Истомленное в розни и ожидании царства Божия на Земле человечество готово поверить, что час пробил…

Обнищание трудовых сословий Российского государства (крестьянства и рабочего класса). Возмущение народных масс. Рост революционных настроений в среде интеллигенции.

Русско-японская война. Горечь поражения. Скепсис в отношении власти (русской монархии) и русского православия (церкви).

Первая русская революция. Интеллигенция овладевает сознанием народных масс и ведет их на баррикады. Куда ведет интеллигенция народ? К какому укладу бытия? Чего желает добиться крестьянин и рабочий?

Власть (русская монархия и русская буржуазия) стреляет в русских людей (рабочих и крестьян).

Отчаяние народных масс. Полагание их на самих себя. Нет у них отныне ни царя, ни матери-церкви.

1914 год. Первая мировая война

Усугубление скепсиса русского человека (крестьянина) в отношении власти и церкви. Война за невнятные (для крестьянина) интересы. Война на истребление русских людей (крестьян).

Русский царь, русская буржуазия, православно ориентированная интеллигенция бездарно проигрывают сражение за русского человека (крестьянина). Марксистски, впоследствии большевистски, мыслящая интеллигенция овладевает сознанием русского человека. Разрушить монархию, вытеснить веру (православную) как оплот ненавистного государства, построить общество людей вне традиции, вне этнических ценностей, построить общество справедливости для людей всех вер, всех национальностей, всех укладов, но… готовых забыть свой народ, свою историю, свою веру, свою культуру, – идеалы, внедряемые марксистки (большевистски) ориентированной интеллигенцией в сознание отчаявшихся (в нищете, в отвратном служении государству) и ожидающих царства Божьего на земле русских людей.

1917 год. Февральская и Октябрьская революции

Русская монархия пала. Пала от своей слабости. Пала от внутренних распрей (русский этнос распался в силу различия интересов составляющих его слоев населения).

Русский человек (крестьянин) окончательно перестал поддерживать свое государство и свою церковь. И оба эти института рухнули (то, что какая-то часть русских людей защищала монархию и церковь в двадцатые годы, не противоречит сказанному).

Русский человек - крестьянин, человек, мессиански настроенный (характерная особенность русского православного человека); человек «из захолустья» (А. Малышкин; оторванный от образования, от широкого взгляда на действительность, от иного столь нужного человеку), решил искать самостоятельно путь высвобождения из нищеты, бесправия и пр. отвратного для живой души. И принял идеи Маркса-Ленина (было в них нечто притягательное для жертвенной души русского человека).

Мир – народам! Земля – крестьянам! Власть – народу! (В этом была своя – крестьянская - правда). Так началась вторая русская (и не иная) революция.

Двадцатые годы. Гражданская война. Искание свободы. Террор

Отчаявшиеся крестьянские и рабочие массы (отчаявшиеся в надежде на помощь себе со стороны власти, отчаявшиеся в голоде, страданиях, муках, унижениях) бросились в омут революции (они начали, они взяли власть). Против них разворачивается белый (внутренний) и иностранный террор.

Гражданская война. Побеждают те, на чьей стороне правда: побеждают те, кто не искал себе лишнего. Побеждают крестьяне и рабочие.

Большевики, опираясь на беднейшее крестьянство и рабочий класс, побеждают и, выражая исторически обусловленную ненависть своего руководства по отношению к русской государственности, развязывают террор против всего русского: крестьянства (настороженно или враждебно относящегося к большевистской власти), казачества, православной церкви, русской профессуры и пр. Недавний белый и иностранный террор во многом оправдывает в глазах победивших рабочих и крестьян большевистский террор.

Советская власть периода двадцатых годов делает все, чтобы разрушить традиционный уклад жизни русского человека: разрушает семью, церковь, православную общину, русское искусство (литературу, живопись, театр, музыку и пр.), русскую архитектуру и пр.

И во всем этом и ином явлено и другое - главное: люди – недавние участники революции - ищут свободы, ищут себя достойными участниками всемирной (вселенской) истории. Рождается новое общество – общество ищущих человеческого достоинства людей.

1929-30-е годы. Гражданская война. Коллективизация. Индустриализация. К свету знания. Возвращение к соборным ценностям. Террор. Новая общность людей

Гражданская война продолжается. В основании ее теперь русско-коммунистическое прочтение общественных форм бытия человека (русское обретает себя прежде всего в двух реалиях: искании людьми абсолютного в решении социальных задач и в обусловленности их действий недавним бесправным положением русского крестьянина в своей стране; мессианство, соборность, жертвенность, максимализм, насилие, редукционизм в мышлении и др. – следствие приведенного).

Русское прочтение идеи (социальной) справедливости влечет за собой искание абсолюта и, как следствие, высокую жертвенность.

Война в деревне. Община остается. Из нее вытесняется свобода в приятии самоограничения. Остается общая жизнь – в ней спасение (преодоление несвободы).

Индустриализация. Искание невозможного.

К знанию. Советская школа. Бессословная. Всеобщая. Бесплатная. Среднее образование. Рождение нового человека.

Семья, община, народ, его история и традиции. Осознание себя общностью, ищущей высокого.

Внешнее враждебное окружение.

Террор (истребление несогласных). Репрессированная Россия.

Святая идея о свободном человеке. Жертвенность.

Ожидание войны (против своей страны, страны искания справедливости).

Ожидание и готовность к войне.

Новая общность людей. Святые и грешные русско-советские люди.

Неосознаваемое, но последовательное обращение к (русской) традиции (отношение к семье, общине, стране, долгу, жертвенности, иному, вбирающему в себя светлое).

Великая Отечественная война. Превозмогание непрезвозмогаемого. За всё человечество

Начало войны. Брест. Презрение к смерти. Общая (для всех) драма.

Священная война.

Москва. Ленинград. Сталинград. Курск…

Русские и другие народы России (мордва, татары, грузины, казахи и др.) страшной ценой побеждают врага. За Родину, за Сталина! (За свою страну, за себя, за свою историю!).

Обращение к церкви (началам русской жизни).

Освобождение мира от фашизма.

Русский солдат в очередной раз спасает мир.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ В БЛОГЕ АВТОРОВ)

Июль 2013 г.

(отрывок из статьи А.А. и П.А. Гагаевых "О концепции курса отечественной истории ХХ века")

КНИГИ авторов в Лабиринте ______________ БЛОГ авторов

Все права защищены. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Об авторах

Гагаев Андрей Александрович — д-р филос. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ по проблемам теории познания, истории и теории культуры;

Гагаев Павел Александрович — д-р педагог. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ по проблемам истории и философии отечественного образования, теории текста как культурно-исторического феномена. Почётный работник высшего образования РФ.

Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте

Концепция преподавания истории России
Концепция преподавания истории России