А.В. Хуторской
Педагогика появилась раньше человека? Начинаю писать "Историю педагогики" по заказу издательства. Вот начало первого параграфа:
Как происходило образование древнего человека? Этот вопрос сродни вопросу – как произошёл человек? От ответа на него во многом зависит и то, как происходило его образование, воспитание, развитие, с помощью каких педагогических средств.
Основных теорий происхождения человека три:
1. Человека создал Бог.
2. Человек произошёл от обезьяны.
3. Человек – внеземное существо.
Если человека создал Бог, то он как минимум заложил в человеке возможность воспроизводства («каждой твари по паре»), а также систему образования последующих поколений с помощью предыдущих. Из данной теории следует, что педагогика появилась раньше образования человека как божественное откровение.
По дарвинистской теории человек до всего доходит самостоятельно, в том числе к воспитанию с помощью палки. Здесь принято считать, что из одного вида животных может образовываться другой вид. Критики дарвинизма считают, что фактов, подтверждающих эту гипотезу не существует.
Внеземное происхождение человека предполагает наличие в нём внеземных педагогических возможностей и способностей. Кем и как такие способности заложены в человека, до сих пор неясно. Но, судя по длительной и не слишком мирной истории существования человечества, есть нечто, что не позволяет ему вымереть.
Какую теорию происхождения выбрать, зависит от мировоззрения выбирающего. С точки зрения педагогики русского космизма вполне допустимо вселенское происхождение человека, который с помощью Бога или других причин воплотился на Земле. Возможно, что на его образование и воспитание повлиял животный мир планеты, в том числе обезьяны, дельфины, динозавры и другие существа, которым приписывают сходство с человеком не только на физическом, но и на эмоциональном, духовном, мистическом уровнях. В любом случае педагогика, выступающая практикой образования поколений человека, – условие существования человечества.