Продолжаем нашу рубрику — ликвидация бизнес-безграмотности. В этот раз поговорим о более сложно бизнес-понятии — о рентабельности.
Рентабельность - это отношение чистой прибыли к затрачиваемым ресурсам. Она показывает, насколько эффективно компания использует имеющиеся у неё средства: капитал, персонал, материальные и нематериальные активы. Если ещё проще — сколько прибыли компания получает за каждую вложенную единицу ресурса.
Формула у рентабельности очень простая:
Очень похоже на формулу КПД из школьного курса физики, не правда ли? Да и в принципе на любую формулу эффективности, когда измеряется отношение полученной выгоды от затрат на получение этой выгоды.
Важно понимать, что в верхней части формулы Vi может и не быть. Если показатель рентабельности рассчитывается в отношении чистой прибыли к затратам, то в верхней части будет только Vf.
Зачем нужна рентабельность в бизнесе? Затем, чтобы понимать, стоит ли в ту или иную компанию/сферу вкладывать свои инвестиции, окупятся ли они.
ROI — Return of investment — это один из самых популярных показателей у инвесторов, рентабельность инвестиций. Формула проста - делим чистую прибыль на вложенные инвестиции. Показывает, сколько заработает компания при условии вложения в неё определённой суммы денег. Когда рентабельность равна 100%, то это значит, что все вложения просто окупятся. А если она больше 100%, чего хотят все инвесторы, это значит, что вложения не просто окупятся, а ещё и с прибылью.
ROS — Return of sales — рентабельность продаж, один из ключевых показателей финансовой эффективность компании. Фактически это отношение к прибыли от продаж от общей выручки компании, т.е. какую часть от общей выручки компании занимает прибыль. И чем выше это значение, тем лучше.
ROA — Return of assets — рентабельность активов, т.е. отношение прибыли ко всем активам компании. Если прибыль маленькая, в то время как активы исчисляются миллионами, то это значит, что компания работает плохо. Активы компании должны использоваться для генерации прибыли, поэтому их рентабельность должна быть максимально высокой. К примеру, дизайнер при помощи только одного компьютера за 150 тыс. рублей может зарабатывать миллионы, рентабельность его активов будет крайне высокой.
И напоследок, стоит сказать, что рентабельность рассчитывается за определённый период времени. Т.е. чистая прибыль за месяц, за год и так далее делится на показатель за тот же промежуток времени, а иначе все расчёты будут некорректными.