Из цикла «Типанакопилка»
Сегодня поговорим о финансовых пирамидах, спокойно и профессионально.
Вокруг этой темы насыпано столько конъюнктурной шелухи и корыстных огрызков, что огромное количество невежественных двуногих продолжает на всём этом скользить и падать, а другая часть невежественных двуногих над упавшими злорадно потешается и ещё основательнее прячет свою купюры по тёмным углам.
Само название «финансовая пирамида» в обиходе обывателей не совсем корректно. Потому что мир финансов пирамидален по своей структуре изначально. Легальная финансовая система начинается с центробанка. Под ним есть сеть банков, которым центробанк разрешает двигать деньги дальше в массы. Массы в сфере производства и услуг кредитуются в банках, делают себе прибыль, а заёмные средства потом возвращают обратно в банк. Кроме того, при банках есть подразделения, которые занимаются управлением инвестициями клиентов. Эти управляющие подразделения направляют средства в брокерские компании, венчурные и хеджевые фонды, которых пруд пруди. Через брокерские и фондовые каналы деньги попадают на биржи, где происходит переток денег в наиболее доходные сектора экономики. Это пирамида? Вполне. Финансовая? Несомненно.
Чтобы как-то отделить предмет нашего исследования, назовём его «неконструктивная финансовая пирамида», и позволим себе местами использовать сленг «кидалово». Классическое радикальное «кидалово» у всех на слуху: это пирамида МММ. Основной признак неконструктивной финансовой пирамиды, и в частности, МММ, - отсутствие в продаже продукта или услуги, обладающей ценностью. Сразу оговоримся, что у экспертов по экономической безопасности при Росфинмониторинге в арсенале более 70-ти признаков «неконструктивной финансовой пирамиды». Обычно, в таковых «пирамидах» треть и более привлечённых средств вновь присоединившихся вкладчиков распределяется на дивиденды ранее присоединившимся вкладчикам. Остальную часть средств организаторы «кидалова» присваивают себе и старательно прячут. Веселье заканчивается, когда новых «буратин» становится всё меньше, и их средств не хватает на выплаты старым «буратинам». По концу веселья сколько стоил фантик с изображением гуру МММ?
Часто неконструктивные финансовые пирамиды маскируются под легальные инвестиционные компании, некоторые даже получают лицензию центробанка. Как недостойный пример можно привести уже канувшую в лету компанию «Кэшберри». Основатели этого «кидалова» даже пытались работать с криптовалютами, чтобы обеспечить заявленные дивиденды. Но система непрозрачного перераспределения поступающих средств и банальная жадность всё рано этот проект сгубила, он был обречён с самого начала.
Сейчас на наших глазах разворачивается ещё одна драма с казанским проектом «Финико», почти полного клона уже сдохшего «Кэшберри». Молодые и дерзкие основатели обещали адептам дивиденды по 1% в день, но не на реальные деньги, а на «токены», виртуальную валюту самой компании. Дивиденды опять же обещали от инвестиций в криптовалюты. То есть брали настоящие деньги, выдавали виртуальные «фантики», а настоящие деньги вкладывали тоже в «фантики» биткоина и прочих «подарков» на «поле чудес». Пока биткоин рос как на дрожжах, баланс доходов и расходов сходился. Как только криптовалюты сдулись, веселью наступил логичный абздец.
С февраля 2021 года центробанк включил «Финико» в чёрный список с признаками «неконструктивной финансовой пирамиды». Зимой курс токена колебался в районе $200, сегодня чуть выше $3. По оценкам финансовых экспертов те, кто не успел вывести свои сбережения из «Финико», потеряли более $1 млрд. С 13 июля в личных кабинетах очередных «буратин» появилось уведомление, что вывод средств приостановлен, и будет возобновлён только после проверки документов вкладчиков о происхождении вложенных средств. Профессиональные инвесторы это послание легко переводят на простой язык: бал завершён, деньги закончились, все свободны! Не прошло и двух лет.
Есть ещё один неприятный аспект для тех, кто хорошо «наварился», продвигая «Финико» по городам и весям. В компании практиковалась раздача «печенек» в виде недвижимости и авто за 35% от их стоимости. Мол, треть денег даёте, две трети кредитует компания, живите-катайтесь-веселитесь. Но в тех «счастливых» договорах написано, что до полной выплаты кредита недвижимость и автомобили находятся в залоге у компании. Если у компании арестуют активы, и начнутся взыскания, то всё залоговое движимое и недвижимое имущество у «счастливчиков» будут изымать.
Так где же та грань, которая отделяет неконструктивную пирамиду от конструктивной? И стоит ли вообще рисковать вкладывать куда-либо свои деньги? Прежде чем поставить точку в этом вопросе, проясним ещё одну важную деталь для всех, кто планирует стать инвестором. В инвестициях НЕ СУЩЕСТВУЕТ ГАРАНТИЙ. Гарантии вы приобретаете, покупая холодильник. В инвестициях есть градация РИСКА. Потому что вы покупаете будущую выгоду, которая может наступить, а может и не наступить. Минимальный риск – когда мы получаем минимально устраивающий нас доход с возможностью свободного вывода средств со счета, как, например, застрахованный депозит в банке до 1,4 млн рублей. Максимальный риск, когда мы рискуем в любой момент потерять всё. Между этими крайними вариантами есть промежуточные, ответственность за которые мы берём на себя, и никто другой не виноват в нашем выборе.
Невысокий риск существует в инвестировании посредством надёжных управляющих компаний. Что указывает на невысокий риск:
- достаточно приличный срок успешной работы компании на рынках (не менее 15 лет);
- стабильный годовой доход по инвестициям в устраивающем нас коридоре % (обычно 20-25% годовых);
- небольшая и твёрдая цифра комиссии за обслуживание;
- удобство ввода и вывода средств со счетов.
В следующих статьях мы поговорим о том, какие правильные стратегии нужно выбирать при инвестировании, и почему ждать хорошей пенсии от государства – это самый большой риск в жизни.