На днях я разговаривал с автором, который находится за пределами индустрии, и у неё было твёрдое мнение о написании сценариев (оно же есть у всех, да?). По её словам, всё это было вопросом субъективности.
Всё сводилось к тому, кто читал ваш сценарий, и если их чувства совпадали с вашими собственными, это определяет: будет сценарий продан или нет.
Для неё голливудская система - одна большая азартная игра. Вам нужно найти лучшее совпадение, а не писать лучший сценарий.
Я придержал язык, потому что мы были в публичном месте, а я не хотел быть похож на Кристиана Бейла в фильме "Терминатор: Да придёт спаситель".
Но что меня расстраивает, так это то, насколько распространено это убеждение, особенно для людей, которые только начинают писать сценарии. Что речь идёт не о ремесле, не о работе над всеми маленькими частями сценария, которые делают вас лучшим сценаристом, а о том, чтобы сваять копирку Гарри Поттера и найти кого-то, кому нравится Гарри Поттер.
Вот почему большинство людей, которые занимаются сценарием, бросают это через 2-3 года. Им трудно донести свои сценарии до людей, “имеющих влияние”. И поскольку они приучили себя думать, что общение с кем-то, у кого такие же чувства к фильмам, как у вас, является единственным критерием успеха. Они бросают писать никогда не получая возможности реализоваться.
Кстати, когда они говорят, что 99% всех сценаристов терпят неудачу. Эти 2-3-летние ребята всегда учитываются в этой статистике. Забавно, когда думаешь об этом. Представьте, если бы вы попытались стать профессиональным футболистом за 3 года. Или нейрохирургом. Или адвокатом. Конечно, эти люди никогда этого не сделают. Они ПОЧТИ не прилагали усилий. 3 года в сценарном ремесле - это НИЧТО. Этого достаточно, чтобы изучить структуру, форматирование и понять как разрабатывать персонажа. Вам повезёт, если вы сможете написать связную 110-страничную историю через три года, а тем более то, что понравится людям.
Я не говорю, что субъективность не играет роли в вашей карьере. Например, если бы мне прислали биографический фильм и научно-фантастический сценарий, мне бы больше понравился научно-фантастический сценарий. Но я могу привести вам сотню примеров, когда я читал на неделе как биографический фильм, так и научно-фантастический сценарий, и биографический фильм мне понравился больше. Почему? ПОТОМУ ЧТО ОН БЫЛ НАПИСАН ЛУЧШЕ. Потому что автор знал, как рассказать лучшую историю, создать лучших персонажей, чтобы поддерживать мой интерес.
Если вы хотите быть успешным сценаристом: ИЗУЧИТЕ ВСЁ, что связанно с написанием сценариев, напишите много сценариев и прочитайте много сценариев. Если вы решитесь на эти три вещи, вы возьмёте на себя обязательства на долгий срок, в вас есть некоторая энергия, и даже если у вас немного таланта, вы добьётесь успеха. Гарантированно. Но для тех из вас, кто ещё думает, что всё дело в восприимчивости, вот 10 способов, которыми я и любой уважающий себя голливудский читатель, можем определить, кто НЕ ГОТОВ, а кто ГОТОВ.
ВЫ НЕ ГОТОВЫ, ЕСЛИ…
Вы допускаете ошибки форматирования. Вы присылаете сценарий, в котором не знаете, как правильно ввести персонажа (написать имя, указать возраст, дать описание) или понять, как работает заголовок или любая другая базовая основа форматирования в профессиональной сцене.
Вы не можете оставаться сосредоточенным. Это один из самых простых способов для читателей определить новичков. Это сразу становится видно. Жанр постоянно меняется. История скачет в разные направления. Лучшие истории, как правило, просты и сфокусированы.
Вы не исследуете недостатки персонажей, по крайней мере, у одного из ваших главных персонажей. Это классическая стена между сценаристами среднего и продвинутого уровня, которую многие авторы никогда не пересекают, потому что у них нет никакого интереса к изучению людей. Если вы хотите написать сценарий, который покупают, вам нужно глубоко интересоваться людьми и тем, что их волнует.
Ваши сцены просто “функции”. Они не стремятся развлечь, исследовать конфликт, выделить что-то интересное или забавное в вовлечённых персонажах. Сцены существуют только для того, чтобы занимать место. Каждая сцена должна быть крошечным фильмом. Это должно развлечь читателя. Посмотрите любую сцену братьев Коэн для понимания. В каждой сцене они выжимают максимум.
Вы не понимаете элементарных вещей. Худшие сценарии для чтения - это те, которые существуют в тумане, потому что крошечные кусочки информации постоянно скрывают от вас, оставляя лишь догадки. Карен - это мама Дэна? Наверное, я так подумал, потому что секунду назад она вела себя как мать. Ей 45, ему 23, и они живут в одном доме. Затем, три страницы спустя, Карен и Дэн целуются. Я думаю, что они всё-таки не мать и сын! Вау, это можно было бы так легко прояснить, если бы автор просто СКАЗАЛ МНЕ ЭТО. Авторы, которые не разъясняют основную информацию, являются особым видом зла, поскольку они доводят читателей до грани безумия.
ВЫ ГОТОВЫ, ЕСЛИ…
Вы постоянно делаете неожиданный выбор. Большинство авторов пишут одни и те же сцены, одних и тех же персонажей и одни и те же сюжетные линии, потому что все они смотрят одни и те же фильмы и, следовательно, вдохновляются одними и теми же вещами. Либо начните смотреть фильмы и сериалы, которые больше никто не смотрит, либо выйдите за рамки очевидного выбора и придумайте как можно больше моментов “Я никогда этого раньше не видел". Испытайте себя. Посмотрите, сколько свежих сцен вы можете добавить в свой сценарий!
Ваш сценарий - воплощение профессионализма. У вас нет грамматических, орфографических или пунктуационных ошибок. Ваше форматирование идеально. Как и ваше повествование. Вы можете сказать, что каждое предложение было тщательно продумано, чтобы быть как можно более коротким и в то же время максимально информативным. Описания персонажей хорошо продуманы, но в то же время просты и понятны. Лучшие сценарии, которые я читаю, обычно без ошибок или их не так много. Люди, которые гордятся своей работой, - это люди, которые упорно трудились над своим ремеслом.
Вы выбираете историю, а не хитрость. Мне потребовалось больше времени, чтобы понять это, но я обнаружил, что авторы, которые хитры в своём написании (пишут в "особенном" стиле или сильно зависят от поворотов, моментов разрушающих четвертую стену и т.д.), делают это, потому что они не доверяют своей способности развлекать вас базовыми способами. Вы когда-нибудь наблюдали за комиком, который прыгает по сцене, как сумасшедший, пукает, падает и делает всё, чтобы заставить вас смеяться? Возможно, это забавно, но за этим стоит пустота. Затем вы видите таких парней, как Джерри Сайнфелд или Луи Си Кей и они просто стоят там. Они так уверены в своём материале, что знают, что всё, что им нужно сделать - это рассказать его. Сценарий устроен таким же образом. Просто расскажите хорошую историю. Вам не нужна куча броских вещей, который шокируют зрителя. Как правило, это признак того, что вы в чём-то не уверены.
Вы постоянно используете "Золотой треугольник" для написания сцен. Золотой треугольник - это конфликт, напряжённость и драматическая ирония. Если вы используете одну из этих трёх вещей в каждой сцене, есть большая вероятность, что ваша сцена будет интересной. Большинство новичков не знают, что это такое, или их различные вариации, или различные способы, которыми вы можете их использовать. Так что большинству их сцен не хватает искры.
Независимо от того, где мы находимся в вашем сценарии, ваша история всегда стремится к чему-то. Хороший сценарий всегда приближается к своей кульминации. И каждые десять страниц мы должны чувствовать, что история становится немного больше, чем десять страниц назад.
Стать хорошим сценаристом не получится за одну ночь. Вы должны совершенствоваться в каждом компоненте, а это требует времени. Поэтому найдите свою слабость (например, вы не знаете, как добавить напряжённость) и потратьте 1-3 месяца на исследование, изучение и написание напряжённых сцен. Если вы не знаете, над чем вам нужно поработать, получите обратную связь. Отправьте свой сценарий друзьям, отправьте его коллегам-сценаристам, отправьте нам. И спросите: “Над чем мне нужно работать?”
Я помню одного автора, который присылал мне сценарии, и в них не было НИКАКИХ деталей. Например, если бы он описал район в центре города, он бы написал: “Мы в центре города. Там перекресток и несколько человек вокруг.” Таким образом, вы не могли представить, что окажетесь в каком-либо из его мест, и это заставляло его сценарии чувствовать себя пустыми. Я сказал ему, что ему нужно стать более ориентированным на детали и начать рисовать картины своего мира на странице. Он усердно работал над этим, и через год продал сценарий за полмиллиона долларов. Это было не так давно. Но если вы не знаете, что не так, вы не сможете это исправить.
Просто помните, что ваш успех находится в пределах вашего контроля. Это не лотерея. Это не игра на удачу, несмотря на то, что разочарованные люди в Интернете пытаются убедить вас в обратном. Если ваши сценарии не производят впечатления на людей, это потому, что вам всё ещё нужно работать. Так что принимайтесь за работу!
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.