Антракты - это прихоть театралов? 15 минут до начала спектакля нужны для того, чтобы все зрители успели усесться до представления? На самом деле - нет! Длительность антрактов, время, за которое подаются звонки к началу спектаклей и даже длительность театральных действий - это дань реалиям прошлых веков, которую сохранили как знак уважения к историческому прошлому театра. И сегодня я расскажу вам об источнике происхождения этих условностей.
В старину электрического освещения не существовало. Вместо него люди пользовались гораздо более примитивным свечным освещением - более тусклым, недолговечным и дорогим, ведь свечей в больших помещениях нужна была просто уйма!
Все это привело к тому, что в старину существовала целая профессия, свящанная с люстрами и вообще освещением - свечники. В их обязанности входил уход за люстрами, регулярная смена свечей, а также наблюдение за тем, чтобы люстры не стали причиной пожара.
Именно свечникам мы обязаны появлению тех самых "театральных" 15 минут, трем звонкам и антрактам.
Именно 15 минут нужно было свечникам для того, чтобы подготовить освещение в театре к первому акту. отсюда появились театральные звонки, которые предназначались не для зрителей, а для труппы - именно благодаря им артисты узнавали о том, что представление должно скоро начаться.
Так как свечи горели в среднем 45-60 минут, а затем затухали, артисты физически не могли играть в темноте. Отсюда пошло разбиение спектаклей на действия, прерываемые антрактами, которые предназначались для того, чтобы свечники могли заново зажечь новые свечи в театральном зале. Как только освещение восстанавливалось, спектакль начинался вновь.
Такой распорядок настолько сильно проник во всю театральную культуру, что даже с внедрением полностью электрического освещения длительность театральных действий и антрактов не поменялись. И более того, традицию продолжают блюсти даже в мелочах - многие люстры в театрах до сих пор используют свечи, но уже электрические.