Это картина позднего Рубенса "Сад любви". Она относится к так называемому стеновскуму периоду. Жизнь в замке Стен с молодой женой Еленой Фурман после 1630 года - это период, когда Рубенс писал в основном для себя, а не на заказ. Искусствоведы считают, что дамы на этой картине похожи на его молодую красавицу жену, в которую он был сильно влюблен. И именно в этот период Рубенс написал вот такую поэму о любви. Здесь, как часто это бывает у Рубенса, мифологические существа соседствуют с людьми. Его красавицы роскошны, вообще не совсем понятно, то ли фламандки влияли так на Рубенса, то ли Рубенс создал такой вот тип цветущей фламандки. В этом "Саду любви" прекрасные кавалеры и дамы влюблены друг в друга. Но я сейчас не хочу вдаваться в подробности сюжетной линии.
Думаю, из всего наследия Рубенса эта картина наиболее близка к жанру галантных празднеств Ватто. Именно её мы будем сравнивать с картиной Антуана Ватто "Радости бала", чтобы лучше увидеть контраст двух стилей: #барокко и #рококо , не отвлекаясь на различия сюжетов.
Это "Радости бала" Антуана Ватто. Похоже, не правда ли? Ватто учился на Рубенсе, но картину "Сад любви" он не знал. Она хранится в Мадриде, это достояние испанских королей. А мы знаем, что Ватто никогда не был в Испании. Но он имел доступ в Люксембургский дворец (я упоминала об этом в статье: "Основатель стиля рококо" - вот ссылка, если ещё не читали). Там Ватто видел знаменитую серию Рубенса, посвященную Марии Медичи.
Если сравнивать эти две картины, то мы видим, как Ватто, по сравнению с Рубенсом, сделал всё существенно тоньше, деликатнее, изящнее и легче. Так оно и должно быть. Потому что Рубенс - символ искусства барокко, которое по своему определению: мощное, сочное, рассчитанное на сильный эффект, отличающееся пышностью форм и динамичностью. А Ватто - родоначальник рококо в живописи. На его картинах всё изысканно, легко, прозрачно. Необычайно плотское богатство Рубенса Ватто как бы лишил пышности, он его истончил и сделал деликатным. Это невероятное изобилие, которое перехлестывает через край, эта мощь цветовых аккордов, которые потрясают в Рубенсе, переданы у Ватто совершенно по-другому. Хотя рококо считается продолжением барокко, но контраст двух стилей здесь очень хорошо виден.
А как вы отличаете барокко от рококо в живописи? Поделитесь в комментариях. Ставьте нравится, подписывайтесь, пока пока.