Найти тему

Как мой сын с аутизмом общается с детьми...

Оглавление

Все мамы детей с РАС ждут, когда их ребенок начнет разговаривать с другими детьми, но они не знают, как это будет тяжело. Я постоянно испытываю чувство испанского стыда из-за того, КАК он это делает, и благородную кастильскую гордость из-за того, что мы до этого уровня дожили. Мой сын - экстраверт и говорит с 3-х лет, но с новыми людьми он начал разговаривать недавно где-то в 5,5, после коммуникативной группы.

"Гроза"
"Гроза"

32-мая

Сейчас он периодически играет с детьми и ведет с ними беседы. Такое бывает не каждый день, но довольно часто.
В один из лучших дней сына, когда он идеально вёл, адекватно отвечал и играл с детьми, мы гуляли с ним на бегу озера. Какой-то мальчик пригласил его на свои качели, он с удовольствием сел. Завязалась беседа. Вроде: как зовут, сколько лет, где живёшь и т.п. Жене 5 лет с хвостиком, ростом и речью он обгоняет сына, но мой, благодаря занятиям, может поддержать беседу.

Женя сказал:

- А у меня День рождения 6 марта.

- А у меня ... 5 го, ответил сын, который, я напоминаю, родился в конце июля.
Я поправила:

-Ты родился в июле. Уже лето, скоро будем праздновать день рождения.
-Нет, сейчас не лето, а весна, оттепель, - задудел сын в любимую буду.

Для справки, мой ребенок прекрасно знает сколько времен года, дней недели, месяцев, может назвать их и расположить по порядку, но есть трудности со словами "месяц" в значении светило на небе и "месяц" в значении 30 дней. Во вторых, внутренний календарь своеобразный, он отстает от реального. Есть любимые и нелюбимые даты: " 5 мая я пойду в поход" или "Поеду на пляж 8 го числа на 8-м автобусе". Любимое и нелюбимое время суток: "Хочу, чтобы было утро", заверения, что мы не можем сделать утро, когда захотим, не принимаются.

В общем, когда май у него прошел, а июнь не загрузится, я сказала в лоб:

- Сегодня 1 июня, вчера было 31 го мая... Май кончился.

- Нет, сегодня 32 -е мая, - уверенно возразил сын.

"Аэропорт"
"Аэропорт"

Ролевые игры

Как ни странно, сын, несмотря на РАС, любит врать или фантазировать, у него есть чувство юмора, он играет в ролевые и настольные игры, под настроение может погонять мячик, совсем недавно стал иногда делиться игрушками.

Однако он не чувствует партнера и контекста беседы, не умеет подстраиваться, быть вежливым, отсутствуют чувства стыда и такта. Например, может ткнуть в человека пальцем и спросить, что написано у него на майке, назвать четырехлетку малышом, велеть незнакомому мальчику вытереть грязное лицо (а у него веснушки!), если кто-то смотрит мультик на телефоне, сын притиснется рядом, вне зависимости, нравится это ребенку или нет. Может потащить за руку, если ему что-нибудь нужно, или поцеловать ребенка. Играет он во что-то свое.

Например, Лейла варит суп на игрушечной кухне, а мой сын кричит: "На кухне пожар" и кидает на плиту песок. Девочка постарше хвастается игрушечной рукой и шутит, что рука, чтобы "красть конфеты из стола" - сын хватает воображаемую конфету и кидает ее в рот. Что приводит собеседницу в изумление.

Вниманию детей радуется, но чересчур назойливое внимание его смущает, негодование выражает очень своеобразно, фразами из книг:

- Ты отвратительная девочка. Оставь меня в покое!!!

Как и многие дети в его возрасте, сын задает много вопросов. Но обычно у детей эти вопросы про устройство мира и общества, а него либо банальщина, вопрос с заранее известным ему ответом, вроде: "А сколько у меня пальчиков?" "А где облепиха? Почему она в стакане?"

Либо вопросы о весьма обычном поведении людей: "Что они делают?" (играют, разговаривают, ходят в магазин и т.п.).

И о своем поведении: "Как я себя веду?" Что я делаю?"

Говорят, что у летучих мышей не развито зрение, чтобы "видеть" препятствия, они испускают ультразвук, и по нему уже ориентируются в пути. Также и мой сын, должен получать оценку от посторонних, чтобы ориентироваться в обществе, а сам он этих простых вещей не понимает.

Обижают или не обижают?

Меня спросили, издеваются ли над моим сыном другие дети. Это трудный вопрос. Видите ли, он еще маленький, чтобы гулять одному. При мамах же особо никого не пообзываешь. Есть дети прям неадекваты, которые вырывают из рук игрушки, дерутся, ищут конфликтов, но от них также страдают и другие, нейротипичные. В целом, лучше всего складываются отношения с теми, кто младше, так как они еще не доросли до критической оценки поведения сына, и с теми, кто постарше: ну что там с малявки взять. Принимающие семьи, как правило, многодетные, иногда мы ездим к ним в гости, но не часто. Потому что для них это напряг и для нас тоже.

Например, на чужом Дне рождения сын:

  • орал что хочет торт (хотел кушать, а у именинника диабет)
  • орал что хочет ночевать на даче (там нет места, да и хозяева сами ехали в Москву)
  • хотел брызгать в детей водой из пистолета, но обижался, что в него брызгают (не любит мокрой одежды);
  • кинул в кусты картошки плавательную маску, потому что либо позавидовал, либо не понравилась.
Ровесники считают сына дурачком, взрослые - избалованным я бы и сама так считала, но сын нормально справляется с задачками на свой возраст, да и не балую я его.
Вот такую задачку решает устно за 3 секунды, а поздороваться - проблема
Вот такую задачку решает устно за 3 секунды, а поздороваться - проблема

В садик ходим обычный на несколько часов в обычную группу, где дети в среднем на год младше. Там и дерутся, и обзываются, и воспитатели ругают. В садике есть дети, которые его принимают, и те, что не принимают. Больше всего конфликтов с детьми, у которых тоже есть коммуникативные проблемы, знаете, такие, какие вроде бы без диагноза, но отличаются сложным характером, их тоже часто ругают воспитатели.

Мой ребенок в силу своего диагноза тоже не ангел, он вредный, назойливый, эгоцентричный, потому что не понимает чувств других людей. То есть не только к нему лезут, но и он сам он умеет прекрасно доставать окружающих.

Думаю, дальше будет сложнее: дети растут и отращивают критическое мышление. По крайней мере, у нас есть на самовыгуле 9-летний мальчик с "особенностями". Ходит в школу, дружит, но также из-за проблем с социальным интеллектом конфликтует с группой умеренно гоповатых ребят, ну знаете, которые еще слишком маленькие для наркотиков, но достаточно большие, чтобы рисовать половые органы на стенах и кидать с балконов снег на голову прохожим.

Как я реагирую?

Снизить накал страстей нам помогают: витамины, зарядка и прикладной анализ поведения. Если сын сильно нарушает чужие границы - он покидает площадку, если плюнул - вытер, если взял чужое без спросу - должен вернуть. Разрешены только в принципе две вещи - дать сдачи ребенку, который напал первым, и не делиться игрушками. И то могу наказать, если было превышение самообороны.

Знакомые меня критикуют, что я сильно контролирую сына и мешаю детям "самим разбираться", но потом убеждаются, что ребенок "сам" некоторых вещей не понимает, нужно объяснять.

Однако же я не робот, иногда устаю от этих бразильских страстей и много кричу на сына. Сейчас, например, много дел:

  • ремонт;
  • генеральная уборка;
  • бегаю по врачам;
  • учимся управлять самокатом и велосипедом;
  • мало сплю из-за того, что у мужа большая загруженность на работе и проблемы со сном.

Когда понимаю, что сил моих нет, замыкаюсь в себе, стараюсь заниматься собой, домашними делами и не выходить на улицу (ну и правильно, на улице опять +35). Сын в это время играет сам с собой, рисует и смотрит мультики. Потом возвращаемся к попыткам всего: чтения, общения и самокатокатания.