Найти тему
Крымские иZвестия

Мюзикл — жанр, обращённый к сердцу

Государственный академический музыкальный театр Республики Крым подвёл итоги 66-го сезона, завершив его премьерным спектаклем «Голубая камея». После чего труппа отправилась в Липецк, где на сцене академического театра драмы им. Л. Толстого порадовала зрителей лучшими постановками — мюзиклами «Человек-амфибия» и «Леонардо», опереттой «Летучая мышь», комедиями «В городе С» и «Дамы и гусары». Далее актёров ждут отпуск и работа над новой постановкой. В начале сентября гала-концертом стартует 67-й сезон. А в конце сентября — начале октября, если всё будет хорошо, предстоят гастроли в Сочи, Новороссийске, Керчи.

Действие мюзикла разворачивается в эпоху царствования Екатерины II
Действие мюзикла разворачивается в эпоху царствования Екатерины II

Как видим, планы вполне оптимистичные. Об этом шла речь на пресс-конференции с участием главного режиссёра, заслуженного деятеля искусств Крыма Владимира Косова и большого друга театра — автора мюзиклов и песен, композитора, заслуженного деятеля искусств России Кима Брейтбурга, приехавшего в Симферополь на премьеру «Голубой камеи» вместе с женой, музой и соратницей, кандидатом искусствоведения, доцентом Российской академии имени Гнесиных Валерией Брейтбург.

По словам В. Косова, прошедший год был тяжёлым для всех, из-за пандемии многие замыслы, связанные с поездками и участием в фестивалях, не были реализованы, но то, что наметили по премьерам, несмотря на сложившиеся условия, — выполнили.

Театр не в первый раз ставит мюзиклы К. Брейтбурга. Помнится, в ноябре 2015 года Ким Александрович прилетал в Симферополь на премьеру своего «Дубровского». Это было время блэкаута, но журналисты и зрители в тот вечер остались на пресс-конференцию, которая не прекращалась до глубокой ночи: один из поклонников искусства предоставил театру генератор. То, первое посещение композитором нашего храма Мельпомены было экстремальным. Сотрудники театра сопровождали его в гостиницу с фонариками по ночному городу… Между тем мюзикл «Дубровский» прошёл на крымской сцене уже 67 раз. До этого были брейтбургские «Снежная королева», «Мост над рекой», «Иван-да-Марья», «Леонардо» и вот теперь — «Голубая камея».

Ким Брейтбург до сих пор не видел большинство своих крымских постановок. Даже когда «Леонардо» привозили в Москву, композитора в то время там не было. Тем не менее смотрел видеофрагменты и считает, что наш театр находится в хорошей творческой форме. Автор музыки как-то поинтересовался у режиссёра, не слишком ли много на симферопольской сцене идёт его мюзиклов, на что получил ответ: раз зрителям нравится, значит, стоит продолжать взаимовыгодное сотрудничество. Это вдохновляет на новые идеи. Что касается контролируемого автором кастинга актёров, то он не нов. Брейтбург старается следить за процессом. Когда договорились с Косовым о «Голубой камее», сказал: «Ставьте сами, но покажите мне исполнителей главных ролей, чтоб не было разночтений». Устроили этакий «телемост», на котором было предложено семь Таракановых и несколько Орловых. В итоге выяснилось, что мнения автора и режиссёра совпадают, и их выбор себя оправдал.

К. Брейтбург и В. Косов
К. Брейтбург и В. Косов

Владимир Косов в свою очередь признался, что их знакомство с Кимом Александровичем началось именно с «Голубой камеи». Поинтересовался в Интернете, что ставится сейчас в России, и ему попалась на глаза премьера этого мюзикла. Режиссёр просто взял и написал композитору. Сперва ответил Карен Кавалерян — автор либретто, спросил о серьёзности намерений. Потом позвонил Брейтбург, но встретились они лишь следующим летом. Посмотрев наши спектакли, Ким Александрович решил, что театр ещё не готов к этой постановке, и предложил «Снежную королеву».

«Голубая камея» оставалась мечтой долгие годы. «Дубровский» стал спектаклем, где были задействованы все силы обновившегося театра, он сплотил коллектив в переходный период. Потом были «Мост над рекой», «Леонардо»… И после каждого нового спектакля, обращаясь к Брейтбургу, Косов намекал: «Может, «Камею»?». И слышал один и тот же ответ: «Нет, это бренд». Воспользовавшись пандемией, режиссёр позвонил композитору, сообщив, что думает над новой постановкой, пока карантин… Тот промолчал, но после сказал: «Мы приняли решение — ставьте, но только, чтоб были сохранены основная стилистика, идея и музыка. Никаких авангардных прочтений». Все условия были соблюдены.

В этом году у К. Брейтбурга немало постановочных планов. В частности, написаны мюзиклы «Дамское счастье» по мотивам романа Эмиля Золя и «Рок» по роману Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа», где есть элементы рок-музыки. Для композитора это очередная ступень в творчестве, осмысление процесса, стремление к более совершенным формам. А вот «Парижские тайны» — мюзикл не новый, но в этом году состоится премьера в Магнитогорском театре оперы и балета.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Есть у композитора тяга к романтическим сюжетам, мифам, сказкам, легендам. Мюзикл — жанр, возникший в Америке. Он прежде всего рассчитан на эмоциональную сферу человека, потому такой демократичный и понятный всем, перспективный и сильный. Благодаря синтезу драматической игры, пения, танцев, живописи декораций, дизайна костюмов получается универсальный спектакль. Если найдётся сюжет, обращённый к сердцу, затрагивающий человеческие качества, Брейтбург с удовольствием взялся бы за такую работу, связанную с историей Крыма, поскольку здесь есть серьёзный культурный пласт.

Художественное произведение подразумевает наличие творческого воображения, фантазии, поэтому придерживаться строгих исторических фактов в нём необязательно. История — штука таинственная, в ней много «белых пятен», и никто не знает наверняка, как складывались судьбы исторических личностей. Бывает несколько версий, как в случае с княжной Таракановой — главной героиней «Голубой камеи». Точных и достоверных данных, кем она была и как закончила свои дни, нет. Разные источники трактуют по-разному. Авторам остаётся придумать собственную, наиболее интересную версию, которая является сказкой для взрослых с хорошим концом. Этот спектакль — прежде всего о надежде, о том, что в конце тоннеля всегда есть свет. Если верить в добро, служить добру, то, в конечном счёте, оно победит. Это личное мнение Брейтбурга, которое он пытается донести в своём творчестве до зрителей. Музыкальный театр призван давать людям надежду, возможность эмоциональной отдушины потому, что жизнь у нас сложная, негатива в ней и так хватает. Искусство должно служить идеям добра, любви, преданности, гуманным целям. И сам автор обещает следовать этому принципу на протяжении своей жизни.

Светлана ЕФРЕМОВА
Фото автора