Найти тему
Алексей Коновалов

Волохи в летописи Нестора: кто они? И ещё раз о древности славян. Мнение историка XIX века Петра Прейса.

Здравствуйте, друзья. Недавно прочитал статью историка XlX века в старинном журнале, и его взгляд на славянскую историю показался мне более чем интересным. Взгляд на историю людей прошлых веков кажется мне достойным нашего внимания, даже с высоты веков, разделяющих нас и этих людей. И пусть в те времена археология ещё только зарождалась, люди как-то обходились без радиоуглеродного анализа, или генетической генеалогии, но эти люди прекрасно разбирались в письменных источниках, и имели своё очень интересное и оригинальное мнение. Итак, российский филолог-славист XIX века Пётр Иванович Прейс размышлял о древних славянах и о таинственном народе волохов, упоминаемом русским летописцем Нестором.

Нестор—древнейший не только русский летописец, но и славянский вообще. После него уже летописали чех Далимил, поляки Кадлубек и Богухвал.

По Нестору, Подкарпатские страны, то есть современная Венгрия, были родиной славян , вытесненные оттуда волохами, они перешли Карпатские горы и присоединились к остальным своим соплеменникам. В начале своей летописи Нестор перечисляет народы, после слова Илюрик он ставит Словене, тем самым давая понять, что первоначальными обитателями Иллирии он считал славян.

И слово это не позднейшая вставка, как думал Август Людвиг Шлёцер, а действительно толкование слова Илюрик Нестором.

Летописец говорит далее:

"От сих же 70 и 2 языку бысть язык Словенских от племени Афетова, Норци (Павел Шафарик в своём сочинении Über die Abkunft der Slawen nach Lorenz Surowiecki. Ofen, 1828; доказывал, что Норци обозначает "Илюрик") еже суть Словене.
По мнозих же временех сели суть словене по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска. От тех словен разыдошася по земле и прозвашася имены своими, где седше на котором месте, яко пришедше седоша на реце имянем Морава, и прозвашася Морава, а друзии Чеси нарекошася; а се ти же Хровати Белии, и Сереб, и Хорутане. Волхом(в других списках—Волохом) бо, нашедшем на Словени на Дунайския, седшем на них и насилящем им. Словене же ови пришедше седоша на Висле и прозвашася Ляхове, а от тех Ляхов прозвашася Поляне. Ляхове друзии Лутичи, ини Мазовшане, ини Поморяне. Такоже и ти Словене пришедше и седоша по Днепру и нарекошася Поляне, а друзии Древляне, зане седоша в лесех. А друзии седоша на Двине и нарекошася Полочане, речки ради, яже втечет в Двину имянем Полота, от сея прозвашася Полочане. Словене же седоша возле езеря Ильмеря прозвашася своим имянем, и сделаша град, и нарекоша и Новъгород; а друзии седоша по Десне, и по Семи, и по Суле, и нарекошася Север. Тако разидеся Словенский язык, темже и грамота прозвася Словенская."
 Летописец Нестор.
Летописец Нестор.

Далее Нестор пишет:

"Словенску же языку, якоже рекохом, живущю на Дунаи, приидоша от Скуфь, рекше от Козар, рекомии Болгари, седоша на Дунаеви, населници (в других списках насилници) Словеном быша. Посем приидоша Угри Белии, наследиша землю Словенску."

Потом

"В лето 6406 (898). Идоша Угри мимо Киев горою, еже ся зовет ныне Угорьское, пришедьше к Днепру, и сташа вежаша, беша бо ходяще, яко те Половци. Пришед от встока и устремишася через горы великия и почаша воевати на живущия ту Волхи и Словени. Сидяху ту прежде Словени, и Волъхве прияша землю Словеньску. Посем же Угри прогнаша Волъхи, и наследиша землю, и седоша с Словены, покоривше я под ся, оттоль прозвася земля Угорьска. И начаша воевать Угри на Греки, и поплениша землю Фрачску и Макидоньску, доже и до Селуня, начаша воевати на Марау и на Чахи. Бе един язык Словенеск. Словени иже седяху на Дунаеви, ихже прияша Угри, и Марава, Чеси, и Ляхове, и поляне, яже ныне зовомая Русь."

И, наконец, о переводе Кириллом и Мефодием Библии и церковных книг на славянский язык Нестор говорит так:

Темже Словеньску языку учитель есть Андроник апостол а Моравы бо ходил, и апостол Павел учил ту; ту бо есть Илюрик, его же доходил Апостол Павел. Ту бо бяша Словене первее. Темже и Словенску языку учитель есть Павел (Напомню, что по-старославянски слово "язык" означает"народ").

А теперь, друзья, даввйте повнимательнее рассмотрим эти цитаты и подумаем. Итак по Нестору:

1). Славяне уже в древнейшие времена, то есть по разделении народов и по заселении Европы поселились в землях, омываемых рекой Дунай. Летописец именует эти страны Иллириком. Это подтверждается его словами: "Илюрик Словене; Илюрци уже суть Словене, во многих времянех сели суть Словени, по Дунаеви. Волохом бо нашедшем на Словени на Дунайския; Словеньску языку, живущю на Дунаи, Словени иже седяху на Дунаеви, в Моравы ходил и Апостол Павел, ту бо есть Илюрик, его же доходил Апостол Павел; ту бо беша Словене первое". По этим словам легко понять, что под словом "Илюрик" Нестор понимал не только Иллирию, но и все страны по Дунаю в нынешней Венгрии.

2). Далее Нестор пишет, что славяне были вытеснены волохами со своей родины, и что они переселились на север, и соединились со своими соплеменниками.

3). Летописец не сообщает, когда это случилось. По его мнению, славяне жили на Дунае ещё во времена апостолов (то есть в I веке от Р.Х.)

4). Ничего конкретного Нестор не говорит по поводу волохов. Кто такие? Возможно, Нестор принял их за валахов, говоря, что угры поработили валахов и славян, что валахов они прогнали, а славян покорили, "седоша" с ними.

Пётр Прейс считал, что Нестор смешал разные предания о дунайских славянах. Это могло произойти потому, что словом "валахи" могли называться как кельты и галлы, так и даки. По одному преданию, славяне в давние времена обитали в стране на берегу Дуная, известной под именем Иллирия. Отсюда их вытеснили влахи (кельты). По другому, более новому преданию, славяне в следующий раз поселились в Мизии и нынешней Венгрии, и были покорены Уграми и Булгарами.

 Начало Повести Временных Лет.
Начало Повести Временных Лет.

Пётр Иванович Прейс задаёт три вопроса:

1). Откуда летописец почерпнул всё, что что он написал о древних славянах?

2). Кого он подразумевает под волохами?

3).Как исторически можно доказать рассказ Нестора?

Но мы, друзья, сделаем на этом паузу, и обязательно продолжим в следующий раз.

В создании публикации использовались материалы:

ЖМНП. Часть XIV, П. Прейс. О волохах Нестора. 1837 год, стр 213—217.

П.С.Р.Л.; Том l, Лаврентьевская и Троицкая летописи, 1846 год, стр 2,3,5,11.

Продолжение можно прочитать, перейдя по ссылке:

Часть вторая.

До встречи на канале, друзья. Всего вам доброго.