Несмотря на то, что эта игра, а точнее говоря, интерактивный фильм, вышла на ПК уже 1,5 года назад, я все-таки решил добавить ее в свой обзор. Прежде всего, потому что это одна из немногих игр, которые произвели на меня впечатление. Я проходил ее запоем, не в силах оторваться. Несмотря на довольно специфический жанр, который до этого меня особо не цеплял. Конечно, как говорят на вкус и цвет, но другие проекты Quantum Dreams не вызвали у меня такого отклика. Но, обо всем по порядку.
Итак, Detroit: Become Hunan - это интерактивный фильм. Жанр специфичный, и довольно редкий пока-что. Игроку предстоит перемещаться по локации наблюдая за своим персонажем с помощью статичной или динамической камеры, которые показывают наиболее эффектные (но далеко не всегда удобные для игры) кадры. Хотя, стоит отметить, что совершенно статичной камеры в игре нет. При любом ракурсе она движется, причем не следует точно за персонажем, а перемещается минимум в двух плоскостях, создавая эффект присуствия. Благодаря такому подходу, вы не ассоциируете себя с персонажем, а как-бы наблюдаете за происходящим со стороны, как и положено в кино. Вам придется взаимодействовать с различными объектами, в основном, для их изучения. Крайне редко вам предлагается подобрать предмет, для дальнейшего использования. Все экшен-сцены (погони, драки, стрельбы и прочее) сделано по механике QTE, то есть вам предлагается вовремя нажать (или нажимать много раз) одну, указанную на экране кнопку. Нажал вовремя - положительный эффект (удачно прыгнул, ударил, увернулся от нападения). Не нажал - отрицательный эффект (упал, пропустил удар и т.д.). В итоге, если положительных эффектов больше - один финал сцены, если меньше, чем отрицательных - другой финал. Но основную, бОльшую часть игры составляют диалоги. Именно в них развивается сюжет. Они очень ветвисты, выбор каждой реплики ведет к новым ветвям развития сюжета и новым диалогам. Кстати, если вы никогда не играли в подобные игры, то к этой игре есть бесплатная демоверсия, показывающая все механики. Скачав ее, вы сможете оценить, может вас заинтересовать такой геймплей или нет. Что я очень рекомендую сделать тем, кто еще не знаком с этой игрой.
Вот пожалуй и все о геймплее. Теперь о том, из-за чего я поместил эту игру среди лучших. Это сюжет. Вернее даже не сюжет, а режиссура. Раз уж это фильм (хоть и интерактивный), то именно работа режиссера играет ведущую роль в общем успехе. И здесь она на высоте. Нет, сюжет тоже неплох. Может быть, он несколько заезжен. Все-таки фильмов и книг о роли и месте искусственного интеллекта в мире людей довольно много. Такими исследованиями, в художественном формате, занимались многие режиссеры и писатели. Кстати, сюжет игры, по своей стилистике, какой-то жесткости, и, даже порой жестокости, близок к произведениям Филиппа Дика. Его стилистика чувствуется, хоть и никакого отношения к игре он, естественно, не имеет. И даже не упоминается нигде ни в явном, ни в завуалированном виде.
Не хочу спойлерить, чтобы не лишать вас удовольствия самим открыть все сюжетные линии. Скажу лишь, что сюжет достаточно сложный, но логичный. И следить за ним - удовольствие. И это при том, что никаких тайн по ходу повествования вам открывать не придется. Дело в том, что играть вы будете одновременно за всех персонажей, будете знать их мотивы, цели, действия практически в каждый момент истории. Будет несколько неожиданностей, типа истории девочки, спасенной андроидом (честно скажу, тут я остался немного разочарован, ситуация казалась более куда более драматичной, чем оказалась в итоге - но оставим это на совести сценаристов). Кстати, раз уж пошли по сценарию, на мой взгляд зря Дэвид Кейдж, главный сценарист и руководитель (читай - режиссер) проекта так мало и поверхностно затронул тему взаимоотношений между людьми и андроидами. Больше упора делается на борьбу андроидов за свои права. Межвидовые-же (если их можно так назвать) отношения представлены довольно куцо. В основном они представлены отношениями между старым брюзжащим детективом Хенком и, поставленным к нему в напарники, андроидом Коннором. Причем какие именно отношения возникнут между ними - зависит только от игрока.
"Зависит от игрока" - это можно считать настоящим девизом этой игры. Без преувеличения, каждое сказанное слово, каждое выполненное или невыполненное действие - меняет сюжет. Немного математики. В игре есть три сюжетные линии. Это расследование Хенка и Коннора (откуда берутся девианты), линия Маркуса (предводителя андроидов - девиантов), линия Кары и Алисы (спастись, убежать и исчезнуть). Первая линия имеет 5 концовок, вторая - три, третья - снова пять. Путем нехитрого вычисления мы получаем 75 основных концовок сюжета. Да, именно основных, потому что здесь не учитываются судьбы второстепенных персонажей, на которые могут повлиять ваши действия. Например андроид Лютер который может умереть переправляя вас через реку, или не умереть. Его судьба в основные концовки не входит. Такое разнообразие сюжета достигается тем, что в игре нет так называемого геймовера. Вне зависимости от того, удачно вы прошли очередной отрезок, или завалили все QTE и сделали самый неудачный выбор в действиях и диалогах, игра все-равно продолжится. Самый простой пример (к сожалению небольшой, но спойлер) это спасение девочки Алисы от разъяренного неадекватного отца в начале игры. В ваших возможностях подчиниться трем законам робототехники, и не влезать в их отношения. Тогда мужчина просто вас уничтожит. Но игра на этом не закончится. Просто дальнейшее повествование пойдет без сюжетной линии Кары и Алисы. Но игра продолжится. И это присуще каждой линии. Даже гибель всех персонажей здесь - это концовка. Печальная, трагическая, но после нее вы увидите не надпись "Game Over", а как положено - титры. На мой взгляд - великолепный подход, обеспечивающий очень хорошую реиграбильность.
Второй-же пункт обеспечивающий реиграбильность - это режиссура и постановка. Буквально с первых секунд действия игра захватывает захватывает вас. Первые секунды - выход из лифта Коннора, поигрывающего монетой просто завораживают. И этот эффект, хоть немного и плавает в течении игры (иногда действие становится несколько затянутым), но не отпускает до финальных титров. Субтитры рекомендую сразу отключить. В отличии от многих других игр, диалоги здесь надо слушать и смотреть, а не читать. Интонации, эмоции, их содержание - создают неповторимую атмосферу, и их длительность нисколько не напрягает. Я играл во многие игры, и даже самые интересные из них (типа ведьмака или Mass Effect) иногда, а чем дальше по сюжету, тем чаще, вызывали желание промотать диалог, быстро прочитать и выбрать ответ. Но не здесь. Здесь за ними следишь, как в хорошем фильме. Приведу несколько примеров, чтоб вы поняли, как и о чем здесь говорят персонажи:
— И что мне мешает сейчас дать тебе в морду?!
— Ваше чувство долга, лейтенант, а также стоимость моего ремонта. К сведенью я очень дорогая модель.
— Долбануться можно, до чего дошел прогресс! Какая прекрасная эмуляция говнюка!
– Почему ты выглядишь как придурок и говоришь странным голосом?
– При создании андроидов Киберлайф учитывается фактор восприятия. Мою внешность и голос специально разработали для гармоничной интеграции.
– Ну, налажали.
— Калорийность вашего обеда почти на 50% превышает суточную норму, а холестерина — в два раза. Это же вредно.
— Надо же от чего-то умереть...
— Засунь свои инструкции знаешь куда!
— Нет. Куда?
— У меня плохое предчувствие, лейтенант. Зря мы сюда пришли.
— Предчувствие? А тебе на техосмотр не пора? Никак глючишь.
— Говорят, что твой мозг может выполнять много миллиардов операций в секунду. Это правда?
— Конечно. Но я существую исключительно благодаря чуду человеческого разума. У людей есть то, чего у меня нет.
— Правда? И что же это?
— Душа.
И это малая, даже незначительная, часть того, что вам предстоит услышать. Тут стоит прибавить, что за перевод игры, за его дубляж здесь - однозначная пятерка. Никаких претензий к озвучивавшим персонажей актерам нет.
Что-же касается визуальной составляющей, то отмечу, что игры от Quantum Dreams всегда имели высокие системные требования в плане видео. GTX 1060 с 4 гб (или аналог от AMD) памяти здесь очень рекомендовано. Но и 1050 с 2 гб позволило мне вполне комфортно пройти игру, но, к сожалению, с некоторым мылом на экране. Но даже с учетом таких ограничений игра этого стоит.
Кстати, до 8 июля вы можете приобрести эту игру со скидкой в 50% за 814 рублей. При этом, напомню, у вас есть постоянная возможность оценить совершенно бесплатно демоверсию игры, включающую первый эпизод.