Из седла в небо.
Первая Мировая война бесповоротно изменила ход истории. Впервые крупномасштабные боевые сражения проходили на земле, воде и в воздухе. Последняя стихия была изучена менее всего - человек относительно недавно обуздал самолет. В связи с этим важно помнить, что именно наши русские летчики были и пионерами, и революционерами во многих элементах воздухоплавания. Лучший летчик-ас Первой Мировой войны Александр Александрович Казаков заслуживает отдельного рассказа.
Казаков родился в дворянской семье на Херсонщине в 1889 году. В 1908 году Александр Александрович окончил Елисаветградское кавалерийское училище. В кавалерии Казаков служил недолго и уже в 1911 году поступил в Офицерскую воздухоплавательную школу. Человек, который пару лет назад лихо держался в седле, так же лихо освоил самолет. Военную авиационную школу Александр Казаков закончил на "отлично".
Таран вместо диковинного изобретения.
На фронт Первой Мировой войны младший летчик Александр Казаков попал в конце 1914 года. К тому моменту авиационные бои на Восточном фронте проходили робко. В основном воздушные корабли использовались для разведки. Казаков с таким положением дел мириться не захотел и рвался в бой. Со своего легкого аэроплана "Моран" он сбрасывал самодельные бомбы из артиллерийских снарядов. А против немецких самолетов-разведчиков Казаков придумал особое оружие.
К своему самолету русский летчик приделал длинный стальной трос с якорем-кошкой на конце. По задумке аса якорь должен был зацепить немецкий самолет, после чего трос "намотался" бы на аэроплан противника. Таким оригинальным способом Казаков планировал открыть счет сбитым самолетам противника.
Но в бою всё пошло не по плану. 2 февраля 1915 года трос с якорем обмотался вокруг собственного самолета Казакова. Чтобы не отпускать немецкий самолет-разведчик, Александр Александрович рискуя жизнью пошел на воздушный таран.
"Моран" Казакова на полной скорости влетел в немецкий "Альбатрос". Шасси самолета Казакова ударили по крыльям немецкой машины. Русский летчик чудом отделался легкими повреждениями. А вот вражеский "Альбатрос" после тарана сложил крылья и разбился. Это был второй в истории воздушный таран (первый совершил русский летчик Петр Нестеров) и первый успешный. За этот бой Александр Казаков был представлен к Георгиевскому кресту.
Новатор.
Отважный летчик быстро прослыл в войсках воздушным героем В течение года Александр Александрович записал на свой счет еще 4 сбитых вражеских "птички". Он первым в Русской императорской армии получил неофициальный титул аса. В августе 1916 года три воздушных авиаотряда были объединены в одну Первую Боевую авиагруппу. За все вопросы воздушного боя отвечал опытный штабс-ротмистр Александр Казаков. Лидер авиагруппы не только руководил боем в небе, но и реализовывал тактические задумки на земле.
По инициативе Казакова был организован аванпост для слежки за вражескими самолетами. Наблюдатели фиксировали все сведения о передвижении неприятеля в воздухе. Полученные наблюдения сразу же передавались в штаб соединения. Это серьезно повысило эффективность авиагруппы. Только за 4 месяца 1916-го группа Казакова сбила 8 и повредила 14 германо-австрийских самолетов. Еще 7 вражеских летчиков были взяты в плен. Общая боевая статистика самого Казакова составляла 17 сбитых лично и 15 сбитых самолетов в группе. Александр Казаков с отрывом был лучшим русским асом-истребителем.
Не пережил крах империи.
К концу 1917 года иссяк прежний запал боевого духа русской армии. Солдаты и офицеры начали массовое братание с врагом, армия несла большие потери и отступала. Казаков вернулся с фронта в охваченную революцией страну. Поначалу он пытался сотрудничать с большевиками. Но после репрессией русских офицеров он перешел на сторону белого движения.
Лучший русский летчик-ас несколько лет провоевал на стороне белых. Поначалу его опыта хватало, чтобы доминировать в небе над красными. Но с каждым боем противник "набивал шишки" и оказывал все большее сопротивление белогвардейцам. Боевой настрой у Казакова совсем разладился. Английские военные предлагали офицеру хорошее жалование, но тот отказался. Александр Александрович Казаков погиб 1 августа 1919 года в результате несчастного случая. Память о нем хранит лишь скромная могильная плита, установленная 12 лет назад.
Подпишись.