Основным мотивом фильма является отношение людей ко времени. «Время – это ложь» – видим мы в одной из сцен уже в самом начале картины, и именно эта фраза становится отражением всех последующих событий. Но не все мы относимся ко времени одинаково, все решает возраст. Так, старшее поколение больше обращается к прошлому, «кому за 30» с грустью вспоминают молодые годы, когда перед ними были открыты все двери, и с завистью поглядывают на молодежь. Режиссеры Джастин Бенсон и Аарон Мурхед мастерски доносят эту мысль в рамках одной лишь короткой сцены, когда Стив разговаривает с молодой дочерью своего лучшего друга – отмахиваясь от мысли о том, как быстро пролетели 18 лет, он бросает быстрый взгляд на компанию веселящихся молодых девушек на заднем плане.
Ну а что касается самой молодежи, то для нее большее значение имеет будущее. Молодые люди торопятся жить, хотят получить как можно больше эмоций и впечатлений, поэтому обращаются к различным «вспомогательным» веществам: алкоголю или наркотикам. Поэтому дочь Денниса в свои 18 уже может отличить хорошее пиво от дешевого, молодой водитель скорой помощи крадет морфий, а кто-то употребляет синтетический наркотик «Synchronic».
Внимание, далее в тексте встречаются спойлеры!
Но и у молодежи, и у тех, кто постарше, есть одна общая черта – все они не ценят настоящее. Вроде бы банальная мысль, но преподносят ее режиссеры так, что зритель имеет возможность узнать самого себя во многих ситуациях, с которыми сталкиваются герои в личной жизни. Поэтому фильм начинается очень буднично, с демонстрации обычного рабочего дня фельдшеров скорой.
И в этом настоящем оба поколения ведут себя диаметрально по-разному. Молодежь, делая первые шаги в познании себя и своего места в мире, постоянно косячит. Так молодой водитель скорой Том будет постоянно бесить Денниса, а из-за неопытного диспетчера на Стива наставит оружие полицейский, приехавший по вызову о проникновении, или новичок коп сообщит о пострадавшем с ожогами, когда по факту на месте происшествия обнаружен труп.
Взрослое поколение же либо живет с последствиями своих ошибок, как, например, пребывающий в одиночестве Стив, либо жалуется на настоящее, которому на самом деле многие могут позавидовать – это уже свойственно Деннису. И только личная трагедия изменит отношение друзей к настоящему и заставит по-новому взглянуть на свое прошлое. Именно поэтому Деннис после пропажи дочери будет то и дело вспоминать светлые моменты семейной жизни, которым раньше не придавал значение. То же самое произойдет и со Стивом, чьи трагичное прошлое (смерть родных) и несостоявшееся настоящее сподвигнут на самопожертвование ради друга, которому еще есть что терять.
Прошлое – отстой
Основной вывод в фильме ожидаемо звучит из уст Стива: «Прошлое – отстой» – произнесет он на эмоциях на камеру после очередного, едва не обернувшегося гибелью, прыжка во времени. Позже в баре, слушая рекламу фильма «Назад в будущее», он добавит, что лучшее, что может быть в прошлом, это личные воспоминания о музыке и друзьях. Кстати, немаловажную роль в том, как сложился опыт путешествия Стива в прошлое Америки, сыграл цвет кожи героя – тема расизма органично вписана в повествование.
Еще одна особенность прошлого, которую исследуют режиссеры фильма – это способность повреждать. Речь, конечно же, про воспоминания. Так, например, Стив пожалуется, что забыл 4 года занятий французским, о чем настоящее будет ему постоянно напоминать – в самом первом вызове девушка-наркоманка упоминает французский, а во время последнего Стив и сам столкнется со сломавшим ногу французом. Метафорой ко всему этому служит буквальное повреждение вещей, которые персонажи под воздействием «Synchronic» забирают с собой во время перемещений в прошлое.
Возможности настоящего
В фильме довольно много различных символов и образов, но почти все они ведут к главному – камню с надписью «Allways», который и сыграет ключевую роль в истории. Правда, слово «Always» («всегда», «вечно», «постоянно») написано с ошибкой, но если поделить эту надпись на два слова, то мы получим «all ways» или «все направления». Если первый вариант созвучен слову, отсылающему нас к вечности (звезды и млечный путь неоднократно будут попадать в кадр), то второй – к главному выводу героев относительно силы настоящего. И заключается он в том, что пока мы живы у нас есть бесконечное количество вариантов, возможностей, путей реализовать себя или попытаться что-то в своей жизни исправить. Поэтому именно у того самого камня Деннис звонит своей жене и говорит, как сильно она ему нужна, а Стив, спасая дочь друга и жертвуя собой, придает своей жизни смысл. Завершает все кадр с рукопожатием двух друзей – символом примирения настоящего с прошлым.
***
Дорогие читатели, если Вы хотите, чтобы эту публикацию увидело больше людей, поставьте ей лайк. А также не забудьте подписаться на канал или читайте меня в Телеграме. Спасибо!