Найти тему
Old school dude

Главные чернокожие музыканты в истории рок-н-ролла. Часть-2

В свое время именно негритянская основа стала стержнем стиля блюз-рок, главными носителями которого позже явились уже белые исполнители. Но параллельно с линией "блюз – ритм-н-блюз – рок-н-ролл – блюз-рок", начиная с середины 50-х годов, развивается другая ветвь черной американской музыки – соул.

Продолжение. Начало здесь:

Считается, что соул – продукт слияния ритм-н-блюза и музыки Госпел (Gospel – Евангелие). Трудно себе представить, как произошел синтез столь противоположных культур: низменной, грубой, бытовой музыки дансингов, клубов и забегаловок с духовными песнями, звучавшими до этого лишь на религиозных церемониях. Тем не менее, это случилось, так как к этому периоду распеваемые молитвы в стиле "госпел" были уже достаточно трансформированы в сторону ритмизации, главным образом, в негритянской среде.

Само слово "соул", переводимое с английского как "душа", в музыкальной сфере первыми стали употреблять джазмены, относя его к новому виду джаза, более открытому и эмоциональному, и в то же время более упрощенному гармонически. Однако, для афроамериканцев слово "соул" имеет гораздо более глубокий смысл, почувствовать который белому человеку не так просто. У этого термина своя печальная история. Еще в давние времена расистски настроенные белые американцы, среди которых было немало верующих и даже набожных людей, пытались для себя как-то оправдать убийства негров-рабов. Поэтому и была придумана некая научная теория, что негры – это еще не люди, а, скорее, животные с человеческим телом. Так что, души, в человеческом понимании, у них нет. Следовательно, убийство негра не подпадает под нарушение первой христианской заповеди "Не убий!" и не является грехом.

Так как вопрос о душе стал для негритянского населения США вопросом жизни и смерти, то возникло целое движение, отстаивающее их принадлежность к человечеству. Одной из форм этого движения стали "соул-братства" – общины черных братьев и сестер "по душе". Постепенно вошло в традицию среди американских негров называть друг друга соул-братом или соул-сестрой. А впоследствии, в разговорной речи, американцы стали звать "соулом" любого человека с черной кожей.

Таким образом, не случайно музыка соул образовалась от слияния ритм-н-блюза, как наиболее мощного и широко распространившегося явления, способного стать носителем любой идеи, и госпела как самой идеи, имеющей глубокие духовные корни в движении соул-братства.

Сестра Розетта Тарп. Фото из открытых источников
Сестра Розетта Тарп. Фото из открытых источников

" называют "Крестной матерью рок-н-ролла" и "Подлинной душой соула". Помимо того, что она была певицей с уникальной манерой пения, ее отличали еще выдающиеся навыки игры на гитаре. Она приобрела популярность еще в 30-х и 40-х годах благодаря своим евангельским записям в жанре госпел, уникальным по сочетанию духовной лирики и ритмического электрогитарного аккомпанемента, что было чрезвычайно важно для истоков рок-н-ролла. Она была первой великой звездой госпел и одной из тех, кто обратился к аудитории ритм-н-блюза и рок-н-ролла.

Ее хит 1938 года "Rock Me" оставил неизгладимый след и оказала влияние на таких исполнителей, как Литл Ричард, Джонни Кэш, Джерри Ли Льюис и Элвис Пресли.

Для всех она была странной чернокожей женщиной из Арканзаса, которая играла на электрогитаре, восхваляла Бога и мирские удовольствия и то же время нарушала цветовую гамму, гастролируя с белыми певцами. В начале 60-х она сыграла на известном концерте в окрестностях Манчестера и познакомила британцев с электрическим блюзом. Гитарные соло Тарп безусловно оказали влияние на манеру таких гитаристов, как Скотти Мур, Лес Пол и Чак Берри.

Ледбелли (Хадди Уильям Ледбеттер) был одним из самых влиятельных музыкантов за всю историю рок-музыки. Родившись еще в девятнадцатом веке, он лишь три с половиной недели не дожил до 50-х годов. Его песни охватывают широкий спектр жанров и тем, включая госпел, блюз, фолк, ритм-н-блюз, соул.

Ледбелли. Фото из открытых источников
Ледбелли. Фото из открытых источников

Мультиинструменталист, обладатель сильного баритона, он знал практически все песни своего времени, которые имели какое-либо отношение к репертуару черных музыкантов, помимо этого и сам написал их немалое количество. Сегодня многие музыковеды спорят о песнях им спетых, кто же был их истинным автором. Что неоспоримо – так это его виртуозное владение двенадцатиструнной гитарой – именно под его влиянием она позже перекочует в инструментальный арсенал рок-исполнителей.

Видео с ютуб-канала Ледбелли – тема

Более известна версия этой песни, "Where Did You Sleep Last Night?", в исполнении группы Nirvana. Не зря же Курт Кобейн пречислил последнюю сессию записи Ледбелли "Lead Belly,Vol.1" как один из альбомов, оказавших наибольшее влияние на формирование звучания Nirvana.

Боб Дилан во время своей речи на присуждении ему Нобелевской премии по литературе поблагодарил Ледбелли за то, что он увлекся фолк-музыкой:

"Кто-то – из тех, кого я никогда раньше не видел – вручил мне пластинку Ледбелли с песней "Cotton Fields". И эта пластинка тут же изменила мою жизнь, введя меня в мир, который я никогда не знал. Это было похоже на взрыв. Как будто я шел в темноте, и внезапно темнота осветилась. Как будто кто-то возложил на меня руки. Я, должно быть, прослушал эту пластинку сто раз".

Добавлю, что нам более известна версия "Cotton Fields" в исполнении группы Creedence Clearwater Revival.

В 60-е годы все представления о музицировании посредством электрогитары перевернул один чернокожий музыкант – Джими Хендрикс. Он делал все, что угодно, но только не соответствовал сложившемуся в то время мейнстриму. У Джими был свой собственный стиль – слишком далекий для обычного ритм-н-блюза и слишком андеграундный для преимущественно белой рок-сцены. Хотя его основная карьера длилась всего четыре года, он по праву считается одним из самых влиятельных гитаристов в истории и одним из самых знаменитых музыкантов двадцатого века.

Джими Хендрикс. Фото из открытых источников
Джими Хендрикс. Фото из открытых источников

Джими Хендрикс изменил звучание электрогитары с помощью своей уникальной аккордовой техники. Есть большая вероятность, что каждый действующий гитарист использует множество приемов и звуков, которые впервые воспроизвел именно он. Хендрикса еще при жизни называли феноменом и гением. Он открыл в электрогитаре бесконечный источник возможностей нового звучания. Говоря о новшествах Хендрикса, критики подчеркивают, что он расширил диапазон и словарь электрической гитары и изменил лицо рок-музыки. По сей день его имя попадает в перечень "величайших гитаристов" среди опросов в самых разных аудиториях слушателей.

Джеймс Браун по всеобщему признанию является прародителем фанк-музыки и одной из величайших личностей в музыке 20-го века. Его часто называют почетными прозвищами "Крестный отец соула", "Мистер Динамит" и "Соул-Брат № 1". За свою более чем 50-летнюю карьеру он повлиял на развитие нескольких музыкальных жанров: госпела, ритм-н-блюза, соула, фанка. Браун был в числе первой десятки музыкантов, попавших в "Зал славы рок-н-ролла" 23 января 1986 года.

Джеймс Браун. Фото из открытых источников
Джеймс Браун. Фото из открытых источников

Он привлек внимание национальной общественности в середине 50-х как солист Famous Flames, ритм-н-блюзовой вокальной группы, основанной Бобби Бердом. Их хитовый сингл "Please, Please, Please" был одной из важнейших записей раннего соула. По общепринятому мнению, именно благодаря талантам и стараниям Джеймса Брауна соул-музыка приобрела свою характерную эмоционально-прочувствованную, экстатическую, порой экзальтированную, вокальную манеру исполнения. Пусть даже это и пришло из традиции духовных песнопений госпел и спиричуэлс, а также джазовой вокальной импровизации.

Видео с официального ютуб-канала James Brown

В 60-x годах соул становится наиболее популярным направлением афроамериканской музыки. В конце этого десятилетия Браун перешел от блюзовых и основанных на госпеле форм и стилей к еще более глубоко "африканизированному" подходу в создании музыки, сделав упор на урезанные взаимосвязанные ритмы, которые повлияли на развитие фанк-музыки. К началу 70-х, когда соул уже сделался мощным выразителем и проводником довольно серьезных идей, Браун после формирования своей группы JB's полностью утвердился в фанк-звучании такими записями, как "Get Up (I Feel Like Being) Sex Machine" и "The Payback".

По результатам анализа хит- парадов "Billboard R&B" с 1942 по 2010 год, Джеймс Браун занял первое место в списке "500 лучших исполнителей".

Другим отцом соул-музыки был слепой гений Рэй Чарльз. Он пел и играл в различных стилях, но особенно значительный след как исполнитель оставил в соуле и ритм-н-блюзе. В США Рэй считается одним из наиболее значительных "истинно американских" музыкантов послевоенного времени. Рэю Чарльзу принадлежат около 70 альбомов грамзаписи, он награжден 17 премиями "Грэмми", введен в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза.

Рэй Чарльз. Фото из открытых источников
Рэй Чарльз. Фото из открытых источников

Помимо новаторства в соул-музыке он в течение 60-х годов внес особый вклад в объединение кантри, ритм-н-блюза, соула и поп-музыки своим альбомом "Modern Sounds in Country and Western Music", выпущенном на лейбле "ABC Records". Кантри и соул всегда имели слабую связь, несомненно, усугубляемую расовой принадлежностью их соответствующих фанатов. Тем не менее, несмотря на кажущееся разительное несоответствие между двумя жанрами, у них больше общего, чем это традиционно признается, что блистательно подсказал Рэй Чарльз.

Билли Джоэл сказал как-то:

"Это может звучать как кощунство, но я думаю, что Рэй Чарльз был важнее Элвиса Пресли".

Афроамериканская блюзовая певица и гитаристка, автор собственных песен, Мемфис Мини, была единственной из женщин в блюзе, кого критики ставили в один ряд с ведущими блюзменами 30-х – 50-х годов.

Мемфис Минни. Фото из открытых источников
Мемфис Минни. Фото из открытых источников

Минни в свое время была единственной женщиной, играющей блюз, которая прославилась не только пением, но и своими гитарными партиями, столь же искусными, как и у мужчин. Однажды она победила известных гитаристов Большого Билла Брунзи и Тампа Реда в конкурсе, который судил легенда блюза Мадди Уотерс. После чего Билл заявили, что Минни – лучшая из всех женщин-гитаристок, каких ему когда-либо приходилось слышать:

"Она могла играть медиатором и петь так же хорошо, как любой мужчина, которого я когда-либо слышал; она может заставить гитару плакать, стонать, говорить и насвистывать блюз".

Мемфис Минни, которую критики относят к числу самых влиятельных исполнительниц и гитаристок блюза, одной из первых перешла на электрогитару еще в 1942 году и создала собственный стиль, соединив традиции блюза южных штатов со звучанием музыки кантри. Ее песни и сегодня продолжают волновать рок-мир. В частности, Роберт Плант, называли ее в числе тех музыкантов, кто оказал на него большое влияние. Led Zeppelin включили версию песни Мемфис Минни и Джоя Маккоя "When the Levee Breaks" с измененными текстом в свой альбом "Led Zeppelin IV".

А первой подлинной звездой "черной" музыки, настоящей легендой блюза, завоевавшей признание, была Бесси Смит, получившая прозвище "Императрица блюза". Она была первой женщиной, завоевавшей международную известность как исполнительница блюза, и первой блюзовой исполнительницей, популярной и у белых слушателей.

Бесси Смит. Фото из открытых источников
Бесси Смит. Фото из открытых источников

У Бесси уже в детстве был красивый голос, и она пела в начале века на улицах родного городка Чаттануги в сопровождении гитары, на которой играл ее брат Эндрю. Повзрослев, она устроилась в гастрольную труппу и на протяжении многих лет гастролировали по южным штатам, выступая перед преимущественно негритянской аудиторией за нищенскую плату. В это время окончательно оформился знаменитый голос Смит – низкий и хрипловатый, но идеально подходивший для раннего блюзового репертуара.

В компании "Columbia Records" заметили ее таланты и запись песни "Downhearted Blues" в ее исполнении разошлась тиражом в три четверти миллиона экземпляров, что было выдающимся результатом для того времени, а в общей сложности за один год тираж ее записей составил два миллиона экземпляров. Благодаря записям она приобрела популярность и у белой части аудитории в США и Европе.

Она сделала 160 записей для "Columbia Records", часто в сопровождении лучших музыкантов того времени, в частности Луи Армстронга, Коулмана Хокинса, Флетчера Хендерсона, Джеймса П. Джонсона, Джо Смита и Чарли Грина. Некоторые записи Смита, такие как "Alexander's Ragtime Band", быстро стали одними из самых продаваемых альбомов своих лет.

Сейчас считается, что старые пластинки "убивают" все удивительные обертоны и живую эмоциональность Бесси. Но, как бы то ни было, ее голос именно через пластинки пробивался к сотням тысяч слушателей, многие из которых сами были изощренными профессионалами. Ее карьера стала источником вдохновения для других певиц. Среди исполнительниц, для которых она стала примером, были Дженис Джоплин, Билли Холидей и многие другие.

Если вы услышали в композиции Бесси Смит "I'm Wild About That Thing" что-то до боли знакомое – все в порядке, просто у вас открылись старые раны вы вспомнили Майка Науменко. Удивительно, но даже партии гитариста Владимира Зорина, участвовавшего в записи этого неосознанного оммажа Бесси Смит, выполнены в такой же стилистике.

Трагическая смерть Бесси Смит превратилась в по "рок-н-рольному" красивую – точнее, совершенно жуткую – легенду. Якобы Бесси привезли в больницу для белых после автоаварии, где ее отказались принять. Все обстояло иначе. 26 сентября 1937 года Бесси и ее импресарио Ричард Морган ехали из Мемфиса в Кларксдейл и угодили в аварию: Морган, сидящий за рулем, обгоняя идущий впереди грузовик, въехал в него правым бортом. При этом Бесси, сидевшая на пассажирском сидении, получила тяжелые травмы. Она то ли высунула правую руку в окно, то ли держала ее близко к двери, но только она оказалась почти оторванной.

Грузовик умчался вперед по шоссе, но в городе шофера грузовика пробило на совесть и он сообщил в полицию, что попал в аварию, и что необходимо выслать карету скорой помощи на место столкновения. Время было упущено, скорая приехала с опозданием, Бесси увезли в больницу для черных в Кларксдейле, где она и скончалась от потери крови.

Годы спустя на ее могиле появился памятник. Его оплатила Дженис Джоплин. А в 1975 году группа The Band записала в ее честь сингл "Bessie Smith" как дань уважения легенде.

Если обратиться к блюзу, то можно привести огромный список знаменитых черных музыкантов, оставивший глубокий след в этом жанре. Ведь блюз исторически является видом традиционной афроамериканской музыки, зародившимся в конце девятнадцатого века в среде выходцев с плантаций "Хлопкового пояса" Юго-востока США. Можно было бы назвать здесь Элмора Джеймса, Дерека Тракса, всех троих Кингов, Мадди Уотерса, Хаулина Вулфа, но я упомяну лишь одного – Роберта Джонсона. Его выдающиеся записи 1936 – 1937 годов демонстрируют сочетание пения, навыков игры на гитаре и таланта автора песен, которые повлияли на все последующие поколения музыкантов.

Роберт Джонсон. Фото из открытых источников
Роберт Джонсон. Фото из открытых источников

Сегодня он признан великим мастером блюза, особенно в стиле блюза стиля Delta. В ряде своих композиций он ушел дальше от стиля Delta того времени, больше напоминая стиль Чикаго или Сент-Луиса, с полноценной и чрезвычайно разнообразной музыкальной аранжировкой.

Он прожил всего 27 лет, овеяв при жизни и после своей смерти свое имя легендами. Согласно одной из них, которую охотно поддерживал сам Джонсон, будучи молодым человеком, живущим на плантации в сельской местности Миссисипи, он очень хотел стать великим блюзовым музыкантом. Ему во сне было приказано отнести свою гитару на перекресток возле плантации Докери в полночь. Там его встретил крупный черный человек (Дьявол), который взял гитару и настроил ее. Он сыграл несколько песен, а затем вернул гитару Джонсону, передав ему мастерство в игре на инструменте. Эта история о сделке с Дьяволом на перекрестке отражает легенду о Фаусте. В обмен на свою душу Джонсон смог создать блюз, которым он и прославился.

Эрик Клэптон отмечает особую роль Роберта Джонсона:

"Он – самый важный блюзовый музыкант, который когда-либо жил. Он был абсолютно верен своему собственному видению, и насколько я глубоко увлекся музыкой за последние 30 лет, я никогда не находил ничего более душевного, чем Роберт Джонсон. Его музыка остается самым сильным криком, который, думаю, вы можете найти в человеческом голосе. И это, оказалось, повторяет то, что я всегда чувствовал".

Аранжировка "Crossroads", выполненная Клэптоном, не только сохраняет душу и дух оригинала Джонсона, но и апгрейдит его для современной аудитории, стремящейся расслабиться и развлечься ослепительно быстрой и страстной музыкальностью.

Восьмидесятиоднолетняя Тина Тернер, урожденная как Анна Мэй, – одна из величайших певиц современности, восьмикратная обладательница премии "Грэмми". За свой артистизм, темперамент и сценическую экспрессивность ее негласно провозгласили "Королевой рок-н-ролла".

Тина Тернер. Фото из открытых источников
Тина Тернер. Фото из открытых источников

В восемнадцать лет она дебютировала на сцене в составе Kings of Rhythm, группе своего будущего мужа – Айка Тернера. Первый большой успех пришел в 1960 году, когда запланированный для записи песни "A Fool in Love" певец не появился в студии, Анна Мэй, представленная как Тина Тернер, записала вокал для песни вместо него. Эта песня стала популярным ритм-н-блюзовым хитом в США, добравшись до верхних пунктов американских чартов.

Скоро Kings of Rhythm, сменив название на Ike & Tina Turner Revue, стали триумфально гастролировать по стране и продолжали записывать новые хиты, превращаясь, по свидетельствам критиков, в "один из самых грозных концертных коллективов в истории музыки". Сама же Тина неожиданно для многих перевоплотилась в уникальную сценическую персону – певицу и танцовщицу, заставлявшую публику буквально трепетать на живых концертах группы.

Ike & Tina Turner Revue были ярчайшими представителями ритм-н-блюза, соула и фанк-музыки своего времени, вписав свое имя золотыми строками в историю американской музыки.

В 1978 году после развода с Айком, она выпускает альбом "Rough", с сильным роковым звучанием, обозначающий уход от фанкового ритм-н-блюза времен Ike & Tina Turner Revue, продемонстрировав то направление, по которому дальше хотела бы продвигаться и сама Тина. Это был правильный ход: далее последовало новое восхождение и общемировое признание в новом качестве. В результате в свои 44 года она оказалась самой возрастной сольной артисткой, попавшей в топ "Billboard Hot 100".

Ее чувственность, грубый вокал и неудержимая энергия были ее отличительными чертами и до сих пор вызывают ту эйфорию, которая остается синонимом рок-н-ролла.

Принс Роджерс Нельсон, певец, гитарист-виртуоз, мультиинструменталист, автор песен, композитор, продюсер, актер, режиссер, на протяжении большей части своей карьеры выступал под именем Принс. В детстве Принс страдал от эпилепсии, пока по словам матери однажды не подошел к ней и ни объявил, что больше не будет больным, потому что "так ему сказал ангел".

Принс Роджерс Нельсон. Фото из открытых источников
Принс Роджерс Нельсон. Фото из открытых источников

Принс провел большую часть своей карьеры, комбинируя и сочетая звучание фанка, ритм-н-блюза, рока и поп-музыки. В 80-х он представил миру "звук Миннеаполиса", поджанр фанк-рока, который "Зал славы рок-н-ролла" определяет как "гибрид электрического и эклектичного фанка, ритм-н-блюза и синтрока". Принса характеризуют как "редкого артиста, который мог все делать хорошо" и "способного сочинять и играть умопомрачительный рок-н-ролл и сочинять некоторые из величайших поп-гимнов всех времен". Многие музыканты называют его как одного из величайших гитаристов всех времен.

В 1985 году его альбом "Purple Rain" получил две премии "Grammy" "Лучший оригинальный альбом" и "Лучшее исполнение в жанре рока". Амбиции этого альбома не знали границ, так как он отказывался подчиняться каким-либо жанрам. Принс скромно характеризовал эту свою работу так:

"Я думаю, необходимо всегда отдавать все силы и ставить искусство на первое место".

Мы подошли к концу повествования, и многие, возможно, уже начали роптать: "А где же Стиви Уандер?" Да, здесь он, никуда не делся. Один из основоположников современного соула и ритм-н-блюза, семидесятиоднолетний Стиви – один из самых известных вокалистов в мире, его постоянно включают в "списки лучших вокалистов всех времен".

Ослепнув вскоре после рождения, в возрасте одиннадцати лет он подписал свой первый контракт со ставшей впоследствии знаменитой звукозаписывающей корпорацией "Motown Records" и продолжает выступать и записываться на ней и по сей день. Стиви Уандер является музыкантом-мультиинструменталистом: он обладает вокальным диапазоном в четыре октавы и невероятно сложной вокальной техникой, виртуозно владеет роялем и всеми видами синтезаторов, ударной установкой, кларнетом, губной гармоникой и так далее. Да, впрочем, вы и сами это не хуже меня знаете.

☑ Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного.

➤Прежние статьи похожей тематики:

✔️Главные чернокожие музыканты в истории рок-н-ролла. Часть-1

✔️Их песни о счастье и счастливцах

✔️Их песни о Синей птице

✔️Самый главный по "Битлз"

✔️Хиты для Sweet, Smokie, Suzi Quatro, Mud и The Arrows. Часть-1

✔️Каверы Боба Дилана в переложении Манфреда Манна

✔️Мегахиты The Rolling Stones. Кое-что, о чем вы не знали