Часто слушая любимые композиции разных исполнителей, мы при этом порой абсолютно не подозреваем о сопровождающем их бэкграунде в виде различных историй, фактов, версий, домыслов, даже анекдотов, создающим им своеобразную ауру. А это бывает весьма любопытно и познавательно, невольно заставляя взглянуть на привычные песни под другим ракурсом, вызывая рефракцию восприятия. Будем ли мы их любить сильнее от этих новых фактов или сие знание умножит печали — вопрос риторический. В любом случае это добавит им какую-то новую черту, новый обертон, новый оттенок.
Особенно длинный шлейф тянется за песнями старых команд, таких как The Rolling Stones. Давайте просто пройдемся по некоторым из них.
"As Tears Go By"
Грустная в стиле барокко-поп песня "As Tears Go By" (А слёзы катятся) была написана Миком Джаггером и Китом Ричардсом в числе первых своих оригинальных композиций еще в то время, когда они в основном исполняли каверы чужих блюзов. И это точно была самая первая песня, подписанная их собственными именами Джаггер, Ричардс, так как свои предыдущие они подписывали псевдонимами Нанкер, Фелдж. Укоренилась легенда, по которой менеджер группы Эндрю Олдхэм запер Мика и Кита на кухне, чтобы заставить их написать совместно песню, объяснив о чем она должна быть: "Я хочу песню, окруженную кирпичными стенами с высокими окнами и отсутствием секса". Он не выпускал ребят оттуда до тех пор, пока песня не была написана. Только вот слова в ней и, соответственно, название ее было другим — "As Time Goes By" (А время идёт), по названию песни из классического фильма 1942 года "Касабланка". Тогда Эндрю Олдхэм изменил слово "Time" на "Tears" (соответственно "время" на "слезы"). Оценив по совокупности его вклад в создание песни, ребята добавили его в соавторы. Как вспоминал позже Джаггер: "Я написал слова, а Кит мелодию. Для 21-летнего возраста, в котором она была написана, это очень меланхоличная песня... Она очень глупая и наивная, но есть в ней что-то очень грустное, похожее на то, что мог бы написать кто-нибудь постарше. Знаете, это как метафора для зрелого возраста: ты смотришь, как играют дети, и понимаешь, что ты уже не ребёнок. Это относительно взрослая песня, если сравнивать с тем, что в то время писалось".
Это вечер дня,
Я сижу и смотрю как играют дети,
Я вижу улыбающиеся лица,
Но не для меня.
Я сижу и смотрю
Как льются слезы.
Мое богатство не может купить все,
Я хочу услышать как дети поют.
Все, что я слышу — это звук
Падающего на землю дождя.
Я сижу и смотрю
Как льются слезы
Это вечер дня,
Я сижу и смотрю как играют дети
Делая то, что я делал раньше,
Они считают это новым.
Я сижу и смотрю
Как льются слезы.
Я хочу услышать как дети поют...
У Кита Ричардса в его мемуарах тоже нашлись воспоминания об этой песне:
"Она была не похожа на большую часть материала The Rolling Stones, но вот как происходит, когда ты пишешь песни — ты тут же улетаешь в какие-то другие пределы. По странному стечению обстоятельств, Эндрю в то время как раз нашёл Марианн Фэйтфул, подбросил эту песню ей, и она у неё стала охрененным хитом".
Действительно, их менеджер и "соавтор" песни Эндрю Олдхэм отдал эту балладу для записи начинающей 17-летней британской певице Марианне Фэйтфул. Никто из "Роллингов" при этом участия в записи не принимал, а партию гитары исполнил студийный гитарист "Большой" Джим Салливан. Первоначально предполагалось ее разместить на оборотной стороне "В" сингла, но звукозаписывающая компания "Decca", оценив потенциал, выпустила ее на заглавной стороне "А". Сингл вышел в июне 1964 года и поднялся до №9 места в британском национальном хит-параде, а в американском Billboard Hot 100 стал №22.
После столь впечатляющего успеха своего творения в чужом исполнении через год The Rolling Stones решили записать и собственную версию песни, изменив аранжировку Фэйтфул, оставив при этом интерпретацию гитары Салливана, в этом им помог Майк Леандер. Он убрали ударные и партию гобоя, и вокал Джаггера с акустической 12-струнной гитарой Ричардса очень органично зазвучали в сопровождении струнной группы. Несмотря на то, что запись производилась на многодорожечной аппаратуре, к сожалению, была смикширована только монофоническая версия этой песни. Песню включили в альбом 1965 года "December’s Children (And Everybody’s)", а ее релиз синглом занял №6 в Billboard Hot 100 .
Между прочим, "As Tears Go By" звучит в конце пятого сезона сериала "Доктор Хаус" в исполнении самих Роллингов и струнного квартета Vitamine в эпизоде, когда главный герой отправляется на лечение в психиатрическую больницу.
The Rolling Stones не исполняли песню "живьем" порядка сорока лет, до ноября 2005 года, когда они впервые сыграли ее во время гастрольного A Bigger Bang Tour в рамках поддержки альбома A Bigger Bang. С тех пор, она еще не раз звучала на их концертах.
Мало кто знает, что в рамках этого же тура в 2006 году на концерте в Милане The Rolling Stones исполнили версию этой песни на итальянском языке. В итальянской редакции она называется "Con le mie lacrime", ранее в 1965 году она выходила на пластинке в Италии. Это единственная песня Роллингов, которую они когда либо сами исполняли на иностранном языке. В свое время итальянский текст написал Данте "Данпа" Панзути, он оказался очень близок к оригиналу, разве что в припеве поется: "Не пряча своих слёз".
"Paint It Black"
Следующее повествование будет о песне "Paint It Black", одной из самых загадочных и легендарных. Она появилась в тот ключевой период истории The Rolling Stones, когда Джаггер и Ричардс решили полностью отойти от каверов и впредь сочинять только собственные песни для репертуара группы. Это проявилось уже во время сессий работы над альбомом "Aftermath" 1966 года , где этот творческий дуэт впервые написал полностью весь трек-лист. И еще это совпало с периодом, когда Брайану Джонсу надоело исполнять только гитарные партии, и он решил исследовать различные инструменты, в частности и ситар, чтобы внести что-то новое в музыкальную структуру группы.
Бытует мнение, что такой мрачный текст песни Джаггер написал под воздействием оккультного писателя Дениса Витли, ряда песен Боба Дилана и черно-белых конструктивистско-геометрических полотен художника-авангардиста Эда Рейнхардта. Не обошлось и без любимой книги Мика "Улисс" Джеймса Джойса, откуда он взял фразу "Я должен поворачивать голову, пока не наступит моя тьма". Такая своеобразная синергия и породила лирику, полную меланхолических символов, по большей части предназначенных для описания депрессии с помощью цветовых метафор, выражающих крайнюю скорбь, порожденную внезапной и неожиданной утратой:
Я вижу красную дверь и хочу, чтобы она была окрашена в черный цвет.
Больше никаких других цветов, я хочу, чтобы все они превратились в черный.
Я вижу, как девушки ходят в своей летней одежде,
Я должен поворачивать голову, пока не наступит моя тьма.
Я вижу вереницу машин, и все они окрашены в черный цвет,
С цветами и моей любовью — обе никогда не вернутся.
Я вижу, что люди поворачивают головы и быстро отводят взгляд,
Как новорожденный ребенок, это просто случается каждый день.
Я заглядываю внутрь себя и вижу, что мое сердце черное.
Я вижу свою красную дверь и мне нужно выкрасить ее в черный цвет.
Может быть тогда я исчезну и мне не придется смотреть фактам в лицо,
Это не так просто смотреть вверх, когда весь твой мир черный...
Кит Ричардс написал восточную пентатоническую мелодию, которую позже Джаггер охарактеризует как "песню в турецком стиле". Хотя рифф ситара, на котором все построено, написал Брайан Джонс. Для соответствия этому мрачному настроению требовался совершенно новый музыкальный ландшафт. В его поисках Джонс усадил басиста Билла Уаймана играть на электрооргане, и тот, по его словам, в поисках более тяжелого басового звука просто бил по клавишам Хаммонда. Чем в свою очередь вдохновил ускорение темпа и ритм "пляски цыганского табора на еврейской свадьбе" по словам барабанщика Чарли Уоттса, который ему подсказал Мик Джаггер.
Джонс, кстати, был мультиинструменталистом и умел играть более чем на 30 музыкальных инструментах. Ситар же он освоил еще в 1961 году, когда брал уроки у Харихара Рао , ученика Рави Шанкара. А сама идея использовать ситар к нему пришла после недавней встречи с Джорджем Харрисоном , который незадолго до этого записал ситар на "Norwegian Wood". По словам Кита Ричардса, именно "игра Брайана на ситаре сделала всю песню". Помимо ситара Джонс записал и партии перкуссии — бубен, бонги, кастаньеты.
Партию клавишных исполнил американец Джек Ницше, но ее можно хорошо расслышать только в стереофонической версии, которая встречается крайне редко. Интересно, что позже Ницше станет писать музыку для фильмов, на его счету будет более 30 работ, в том числе таких, как "Пролетая над гнездом кукушки", "Офицер и джентльмен", "Девять с половиной недель", "Мулен Руж".
"Paint It Black" вышел на альбоме "Aftermath" в апреле, а отдельным синглом — в мае 1966 года. После появления в продаже сингл в скорости занял первые строчки в чартах США и Великобритании. Не обошлось и без скандалов: звукозаписывающая компания "Decca" допустила ошибку, написав название песни с запятой — "Paint it, black", из-за чего поменялся смысл названия ("Покрась, черный" вместо "Покрась его в черный цвет").
Многие американские ветераны, воевавшие во Вьетнаме, вспоминают, что для них песня "Paint It Black" имела большое значение во время службы, так как точно отражала царившее в их рядах настроение. Позже в конце 80-х ассоциацию песни с Вьетнамом закрепили фильм "Full Metal Jacket" (Цельнометаллическая оболочка) и телесериал "Tour of Duty" (Срок службы), посвященные вьетнамской войне.
Новая волна успеха ждала песню в 1990 году, когда она вновь появилась в хит-парадах нескольких стран после выхода на компакт дисках. Журнал "Rolling Stone" отвел "Paint It Black" 176-ю строчку в рейтинге "500 величайших песен всех времен".
"Satisfaction"
Мимо "Satisfaction" не пройти, как ни старайся. Версий появления на свет самого знаменитого гитарного риффа рока хватает. Более поздняя представлена Китом Ричардсом в своей последней автобиографической книге "Жизнь" 2010 года издания. Кстати, если найдете и прочитаете — точно не пожалеете. Кит находился у себя дома в Лондонской квартире в Карлтон Хилл, район Сент-Джонс-Вуд, и ночью во время сна этот самый гитарный рифф пришел ему в голову. Он проснулся, взял гитару, записал рифф и музыкальную фразу, на которую потом ляжет строка"Я не могу получить удовлетворение", на переносной кассетный магнитофон Philips и опять уснул. Утром он включил эту кассету и услышал на ней, по его словам, около двух минут акустической гитары, потом звук от упавшего медиатора и далее "сорок минут своего храпа". Ричардс поначалу не придал значения этому риффу и музыке, более того они напомнили ему соул-песню американской женской группы Martha & the Vandellas "Dancing in the Street". Так ли это, можете оценить сами:
Поэтому тогда сразу же по горячим впечатлениям этот рифф с музыкой Ричардсу не приглянулись, он опасался, что "спер" эту идею. В свою очередь лирическую часть песни Мик Джаггер написал у бассейна Флоридского Fort Harrison Hotel за четыре дня до того, как группа отправилась в Чикагскую Chess Studios записывать музыку. И в тексте вопреки всем правилам грамматики Мик допустил использование двойного отрицания "I can't get no satisfaction":
Я не могу получить удовлетворения.
Я не могу получить удовлетворения.
Я пытаюсь, я пытаюсь, я пытаюсь, я пытаюсь,
Но не могу! Не могу!
Когда я еду в своей машине,
И какой-то чувак по радио
Втирает и втирает мне
Бесполезную информацию,
Пытаясь разжечь мое воображение,
Я не могу, ох, нет, нет, нет.
Я не могу получить удовлетворения.
Я не могу получить удовлетворения.
Я пытаюсь, я пытаюсь, я пытаюсь, я пытаюсь,
Но не могу! Не могу!
Когда смотрю свой телевизор,
Какой-то мужик объясняет мне
Какими белыми могут быть мои рубашки.
Но он для меня не мужчина,
Потому что курит не те сигареты, что я.
Не могу! Ох не могу!
Я не могу получить удовлетворения.
Я не могу получить удовлетворения.
Я пытаюсь, я пытаюсь, я пытаюсь, я пытаюсь,
Но не могу! Не могу!
Когда катаюсь вокруг света,
Делаю то, вписываюсь в это,
Пытаюсь "сделать" какую-нибудь девчонку,
Которая говорит мне:
"Малыш, возвращайся ко мне не раньше, чем в конце следующей недели,
Потому что у меня полоса невезения"
Не могу! Ох нет нет нет!
Я не могу получить удовлетворения.
Я не могу получить удовлетворения.
Я пытаюсь, я пытаюсь, я пытаюсь, я пытаюсь,
Но не могу! Не могу!
Далее последовал творческий процесс записи в студии. По воспоминаниям Джаггера: "Когда мы начали работать над этой песней, она звучала как фолк-рок и сильно не нравилась Киту. Он не хотел, чтобы она стала синглом, он не думал, что она хорошо пойдет. Кит считал ее слишком простенькой, а этот рифф — глупым."
Действительно, после записи первой версии 10 мая 1965 года она и звучала как фолк-рок, где Брайан Джонс играл на губной гармошке. Представляете? Позже Кит Ричард возжелал чтобы главный рифф песни исполняли духовые инструменты. Ему на глаза попалась "педаль" фузза Gibson Maestro fuzzbox, он подключил его к гитаре и играл для того, чтобы набросать рисунок для партии духовых. И всем музыкантам, кроме самого Кита Ричардса, а также менеджеру Эндрю Олдэму и звукорежиссеру Дэйву Хассингеру очень понравился новый искаженный звук, какого в рок-песнях еще не звучало. В своей автобиографии Кит написал: "До этого нигде и ни у кого фузз не звучал так тяжело, вот почему это так поразило воображение всех в то время". Им пришлось немало потрудиться, чтобы убедить Ричардса забыть про духовые инструменты в пользу этого нового фуззового звучания. Что вышло бы, если бы не уговорили — я боюсь даже представить! Группа перезаписала версию с новым звучанием 12 мая 1966 года в RCA Studios в Голливуде, штат Калифорния.
А вот приглашенному клавишнику Джеку Ницше снова не повезло. Он записал партии фортепиано и тамбурина, но, поскольку сингл изначально был выпущен только в моно звучании, их практически не слышно. Как и плохо различимую акустическую гитару Брайана Джонса. До появления компакт дисков в обиходе были только редкие бутлеги, где в стерео версии внятно звучали все эти инструменты. Настоящий полноценный стерео микс "Satisfaction" впервые появился только в середине 80-х на немецких и японских CD-переизданиях сборника "Hot Rocks 1964-1971".
Сингл "Satisfaction" вышел 6 июня 1965 года в США — на три месяца раньше, чем в Великобритании. За неделю песня поднялась до №1 в чартах Billboard Hot 100 и продержалась наверху 4 недели подряд , но и смещенная с 1-го места, не вылезала из чартов целых 14 недель. Помимо сингла песня была включена только в американское издание лонг плея "Out of our heads".
Британский издатель фирма "Decca" задержала выпуск сингла "Satisfaction", поскольку группа в то время гастролировала по США, и приурочила его выход как раз к британскому турне в конце лета. В скорости после выхода в Великобритании песня покорила и чаты UK Singles. Песня держалась на первом месте в британском хит-параде 2 недели.
Первое время ее крутили только пиратские радиостанции, поскольку BBC посчитали текст песни вызывающе тревожным из-за его сексуальных коннотаций и негативного взгляда на коммерциализацию и другие аспекты современной культуры. Кроме того, Джаггер пел песню в тоне, колеблющемся между циничным комментарием и разочарованным протестом. Критик Пол Гамбаччини заявлял: "Эта лирика действительно угрожала старшей аудитории. Эта песня была воспринята как атака на статус-кво". Когда Роллинги исполняли песню в 1966 году в знаменитой американской телепередаче Эда Салливана, которую смотрела вся Америка, строчку "пытаюсь "сделать" какую-нибудь девчонку" загудели цензурными свистками.
Успех песни увеличил продажи и Gibson Maestro fuzzbox, да так, что все имеющиеся на складах запасы были распроданы к концу 1965 года.
В 1976 году британский "New Musical Express" поставил "Satisfaction" на 7-е место среди "100 лучших синглов всех времен". В 1991 году "Vox" назвали "Satisfaction" среди "100 записей, которые потрясли мир". В 1999 году "BMI" назвал ее 91-й самой исполняемой песней 20-го века.
В 2000 году песня возглавила список "The Greatest: 100 Greatest Songs of Rock & Roll" телеканала VH1. В том же году песня также заняла 2-е место в рейтинге списка "Yesterday", составленном совместно журналом "Rolling Stone" и MTV. В 2003 году журнал "Q" поместил песню под номером 68 в списке "1001 Best Songs Ever".
В 2004 году журнал "Rolling Stone"' поместил её на 2-е место в своём списке "500 лучших песен всех времён" сразу вслед за песней Боба Дилана "Like a Rolling Stone". А журнал "Newsweek" назвал вступительный рифф "пятью нотами, которые потрясли мир".
Фрагменты песни были использованы в фильмах "Двухполосное шоссе" (1971), "Апокалипсис сегодня" (1979), "Без компромиссов" (1986), "Жизнь, или Что-то вроде того" (2002). В 90-е годы эта мелодия была использована в рекламе шоколада "Сникерс".
Песня стала главным номером на живых шоу The Rolling Stones. Они исполняли его почти в каждом туре с момента ее релиза, а концертные версии были включены в альбомы "Got Live If You Want It!", "Still Life", "Flashpoint", "Live Licks", "Shine a Light", "Hyde Park Live" и "Havana Moon".
Мик Джаггер так прокомментировал привлекательность песни: "Это песня, которая действительно сделала The Rolling Stones, превратив нас из просто обычной группы в огромную, монструозную группу ... У нее очень запоминающееся название. У нее очень запоминающийся гитарный рифф. У нее отличный гитарный звук, который был оригинальным в то время. И это отражает дух времени, который очень важен в таких песнях..."
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода: