Император Николай I скончался 2 марта 1855 года в Зимнем дворце в возрасте 59 лет. Не так уж долго он прожил даже по меркам 19 века. Хотя официально было объявлено, что император умер после тяжёлой болезни, – простудился, принимая парад в лёгком мундире, и подхватил воспаление лёгких, – почти сразу поползли слухи, что Николай то ли покончил с собой, то ли его отравили. Одним из тех, кто первым это радостно подхватил и растиражировал за границами России, был обитавший в Лондоне Александр Герцен. Конечно, у них с императором были, мягко говоря, не лучшие отношения, но разве это повод так клеветать после смерти своего неприятеля? Или это была вовсе не клевета? Могло ли иметь место самоубийство на самом деле и отчего взялись эти слухи? Вопросы посыпались один за другим, и Петербург ещё долго обсуждал, что же на самом деле случилось с Николаем Павловичем. Удалось ли найти ответы на эти вопросы?
Утверждают, что когда Герцен из газет узнал о смерти русского царя, которого он не безосновательно считал своим личным врагом, то пустился в пляс прямо на лондонской улице. Именно он затем так раздул версию самоубийства императора, якобы впавшего в полное уныние от тяжких поражений в Крымской войне, что в советские времена она стала едва ли не каноничной и только чудом её не включили в учебники истории, хотя почти официально так и говорили: шокированный поражением в Крыму, император отравился, приняв яд.
Как зафиксировал в своём дневнике публицист и литературный критик Николай Добролюбов, «разнеслись слухи о том, что царь отравлен, что оттого и не хотели бальзамировать по прежнему способу, при котором, взрезавши труп, нашли бы яд во внутренностях…». Да и весь Петербург, даже аристократический, вдруг в один голос заговорил, что не мог своей смертью – даже от болезни – так внезапно умереть столь физически крепкий человек, как Николай. Ведь известно, что он всегда заботился о своём здоровье, не пил алкоголь, не курил, часто занимался физическими упражнениями...И вдруг умер! Дело явно в чём-то другом. Может, все же злополучная Крымская война виновата?
Сражения уже давно шли не в пользу России. И вот 17 февраля 1855 года русские войска предприняли попытку освобождения Евпатории, но она была сорвана мощным артиллерийским обстрелом со стороны турецких батарей. Вот, мол, после Евпатории Николай I понял, что это конец ему как правителю, и свёл счёты с жизнью. Как вспоминали приближённые, получив известие об этом сражении, император бессонными ночами «клал земные поклоны» и даже «плакал, как ребёнок».
Говорили, что он специально искал смерти. Хотел уйти достойно. Выход царя на парад в мороз без шинели был воспринят как намерение получить смертельную простуду.
Только вот если смотреть не с медицинской, а с чисто военной точки зрения, Евпаторию как причину впадения самодержца в столь ужасную депрессию, можно смело отбросить. Неудача, конечно, была обидна, но масштаб той стычки был мизерным, и любой её исход не решал в той войне уже абсолютно ничего.
Легенда о «железном здоровье» Николая I тоже не выдерживает проверки. Оказалось, что она в немалой степени сознательно создавалась им самим: хозяин огромной империи, первый солдат своего государства не может иметь слабостей и не должен давать поблажек себе, раз не даёт их никому. Потому в глазах окружающих император всегда был здоров и бодр, на самом же деле его здоровье ничем не отличалось от прочих и болел он с той же периодичностью, только об этом никто не знал.
С определённостью можно сказать, что болезнь (поначалу это был лёгкий грипп) началась 27 января. Потом заметно усилилась в ночь на 4 февраля, причём днём больной, в очередной раз пренебрегая лечением, отправился на развод войск, после этого он ненадолго слёг, но быстро пошёл на поправку. В этот момент ему стоило лишь отлежаться и принимать необходимые лекарства, но Николай не мог, как он считал, оставить свой важный пост. 9 февраля, несмотря на возражения врачей, в 23-градусный мороз без шинели он вновь отправился на смотр маршевых батальонов. То же повторилось 10 февраля при ещё более жестоком морозе. Вместо лечения он делал хуже организму, но не осознанно губя себя, а пытаясь доказать, что он ещё в строю, и никакие военные поражения не смогут этого изменить. После этого болезнь обострилась, несколько дней Николай провёл в постели, но 15 февраля он уже весь день работал. Стресс дал о себе знать, это был последний день, когда Николай ещё мог заниматься государственными делами.
17 февраля состояние императора неожиданно и резко ухудшилось, а утром 18 февраля наступила мучительная агония, продолжавшаяся несколько часов. По времени эти события совпали с получением сведений о Евпатории, но болезнь давала о себе знать ещё и до этого. Эти два события совпали по времени, но ни одно из них не являлось причиной другого, к разочарованию Герцена.
К тому же Николай I был поистине глубоко верующим человеком, заботившимся о посмертной судьбе своей души, в принципе не допускавшим даже мысли о самоубийстве.
В 2008 году судмедэксперты опровергли версию о самоубийстве императора. По их мнению, Николай вовсе не обладал богатырским здоровьем. Напротив, страдал целым букетом заболеваний - сердца, почек, печени. Была у него и наследственная патология Романовых - подагра. На этом фоне прогрессировало воспаление легких.
И хоть слухи о самоубийстве Николая I продолжают жить, верить в них не имеет никакого смысла. Император все же умер своей смертью, хоть и в довольно раннем возрасте.