Найти тему
Серый Пёс Петербург

УРОЧИЩЕ УРОЧИЩ

МИФЫ И ОБРАЗЫ ПЕТЕРБУРГА

УРОЧИЩЕ УРОЧИЩ

Серый Пес Петербург

Дальше этого места закона нет.

Надпись на пограничных столбах Римской Империи

Адмиралтейство 1810 год, с литографии Барта. Урочище с четкими границами
Адмиралтейство 1810 год, с литографии Барта. Урочище с четкими границами

Нецельные целостности

Как говорил один замечательный персонаж: “ Объясняешь студентам тему, объясняешь раз, другой. Сам уже начинаешь понимать, а они не понимают…”

С темой << антропогенное урочище >> у меня вышло круче. Чем глубже я погружался в труды Андрея Михайловича Буровского, тем сложнее и сложнее становилось понимание вопроса, тем дальше и дальше уходил ответ на вопрос. Каким образом Санкт-Петербург изменяет людей под себя? Как при смене социально-имущественного состава населения, смене политического строя страны, Город остается собой?

Очень легко объяснить, почему аристократия жила на Фурштатской, а рабочие поближе к фабрикам и заводам. Д.С. Лихачев очень подробно, со знанием материала и эпохи, объясняет нам, как происходило расселение в Петербурге по сословно-классовому принципу. Нельзя не согласиться. Но есть некоторые иррациональные вещи, которые невозможно понять. Они не укладываются в рамки.

Например, Васильевский остров. Так и не ставший центром столицы. Но ставший академическим центром. Неудивительно. Университет, Академическая библиотека, Горный институт, Академия Художеств.

А со второй половины 19-го века, заселяется преимущественно немцами. Не все немцы - академики или художники. Никто их туда не звал и по приказу не селил. Однако, остров был фактически немецкой колонией. ( Прочитайте роман Лескова “Островитяне”), если мне не верите.

Опять, Васильевский остров. Первый театр построен и открыт именно здесь А потом, ни во времена Империи, ни во времена СССР - ни одного. Почему? Вы скажете, что ночью, после развода мостов, это был настоящий остров. Был. И был повод построить театр. Метро и ЗСД не планировалось. Такое место. Василеостровское урочище.

Никто не указывал, где в Столице торговать книгами. Торгуй, где не запрещено. Но “холодные букинисты”, а затем книжные магазины, со времен Некрасова, облюбовали Литейный проспект. А за ними и издательства. Какая сила привязывала редакции к этому району , понять невозможно. Конкуренты, и все на одной улице сидят… Не регламентировали в те времена “ дикого капитализма ”, где кому сидеть. Это сейчас понятно.

И был ” синематографический район “ , когда кино появилось. Большой проспект Петроградской стороны. Все сразу и массово начали устраивать кинозалы там. Аура там такая, что ли? Нет источников информации.

Про это можно писать бесконечно. Жители разных районов ( урочищ ) больших городов меня хорошо должны понять.

Есть что- то мистическое и необъяснимое в том, как разные части огромного города влияют на формирование людей и как люди впоследствии продолжают формирование своей среды обитания. Но как и почему это происходит, толком не понятно. Ответы: “на все божья воля” и “таковы решения партии и правительства” меня не очень устраивают. И не объясняют.

Если тема интересна, попробуем зайти глубже. Подписывайтесь!