Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Веер, диван и последняя русская императрица

Однажды я рассматривала фотографии кабинета Александры Фёдоровны, супруги Николая II, в Зимнем дворце. Очаровательная и уютная - как для дворцовых покоев - комната. И тут моё внимание привлекла одна не совсем обычная деталь...

Кабинет императрицы Александры Фёдоровны, Карл Карлович Кубеш, 1917. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа
Кабинет императрицы Александры Фёдоровны, Карл Карлович Кубеш, 1917. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа

Когда-то в этой угловой комнате второго этажа, с прекрасным видом на Неву и Адмиралтейство, был кабинет другой Александры Фёдоровны, супруги Николая I. И несколько десятков лет после того, как её не стало (в 1860) обстановку сохранили. И только, когда появилась Александра Фёдоровна, так сказать, Вторая, она обустроила этот кабинет заново, по собственному вкусу, в стиле рококо (что, кстати, не понравилось свекрови, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне). И проводила там довольно много времени с семьёй.

Николай II с императрицей Александрой Фёдоровной и её сестрой Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, ок. 1900. (сс) Wikimedia Commons
Николай II с императрицей Александрой Фёдоровной и её сестрой Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, ок. 1900. (сс) Wikimedia Commons

Так вот, об интересной детали. Присмотритесь к спинке дивана! Видите, что-то похожее на веер?..

Кабинет императрицы Александры Фёдоровны, Карл Карлович Кубеш, 1917. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа. Деталь.
Кабинет императрицы Александры Фёдоровны, Карл Карлович Кубеш, 1917. (с) Из коллекции Государственного Эрмитажа. Деталь.

Оказалось, не похоже, а действительно веер! Почти. В диван был вмонтирован экран веера работы Мориса Лелуара. Лелуар был известным французским художником, в частности, театральным. А ещё в 1906 он основал Общество истории костюма и долго им руководил, напишет затем словарь по истории моды и соберёт великолепную коллекцию костюмов, которую передаст в Музей Гальера. Словом, наш человек, который не чужд истории моды! :) Ну и как многие художники той поры, он расписывал веера.

"Торжественное поднесение веера послом Франции императрице", Елена Самокиш-Судковская, "Коронационный сборник", т. 1. Деталь.
"Торжественное поднесение веера послом Франции императрице", Елена Самокиш-Судковская, "Коронационный сборник", т. 1. Деталь.

Известно, что для Александры Фёдоровны Лелуар расписал веер в память бала, который дал посол Франции в Москве в честь коронационных торжеств. А на этом веере изображена, как пишут, прогуливающаяся монархиня - предположительно, королева Мария-Антуанетта, и гвардейские офицеры, которые отдают ей честь. Увы, хорших изображений мне найти не удалось...

Рекламный веер с росписью Мориса Лелуара. (с) www.coutaubegarie.com
Рекламный веер с росписью Мориса Лелуара. (с) www.coutaubegarie.com

Диван с безделушками хорош, да... Однако теперь мне не даёт покоя мысль - был ли расписан экран с расчётом именно на такое использование? Ведь не могли же взять готовый веер и разобрать его? Это было бы слишком уж варварским поступком... Или могли?

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory