Мыс Санта-Мария расположен в южной части Португалии. Свое название "Святая Мария" он получил в честь Девы Марии, матери Иисуса Христа.
Именно здесь 5 октября 1804 года состоялось грандиозное военно-морское сражение, в котором британская эскадра из 4 фрегатов под командованием Грэма Мура (1764–1843) атаковала испанскую эскадру также в составе 4 кораблей под командованием контр-адмирала дона Хосе де Бустаманте-и-Герра (1759-1825).
Все это произошло в мирное время без объявления войны между Великобританией и Испанией.
Итог этой морской баталии ужасен для испанцев: один фрегат взорвался, а остальные три были захвачены англичанами вместе с ценным грузом - золотыми и серебряными монетами, перевозимыми испанцами из их колоний в Новом Свете.
Взорвавшийся испанский фрегат по иронии судьбы также, как и мыс, у побережья которого состоялось это историческое сражение, носил имя "Nuestra Senora de las Mercedes", что можно перевести с испанского как "Дева Мария Милосердная". Этот фрегат "Мерседес" (давайте так его называть) был впервые спущен на воду в 1786 году. Численность экипажа составляла 280 человек, вооружение - 34 пушки, расположенные на двух палубах.
В свое последнее плавание "Мерседес" отправился 3 апреля 1804 года из порта города Лимы (столицы сегодняшнего Перу), везя на своем борту драгоценный груз - золотые и серебряные монеты на общую сумму 4 миллиона песо, большая часть которых принадлежала лично королевскому двору Испании.
Обогнув Южную Америку с юга, "Мерседес" прибывает в порт Монтевидео (столица нынешнего Уругвая), где фрегат включен в состав испанской эскадры с тремя другими кораблями "Медея", "Санта-Клара" и "Фама". Командование испанской флотилией принимает на себя дон Хосе де Бустаманте-и-Герра.
Командование же фрегатом "Мерседес" поручено генерал-майору Диего де Альвеару, который уже более 20 лет отслужил в колониях и возвращался наконец-то домой с женой и девятью детьми вместе со всем своим имуществом. Но плыть вместе им не довелось, по долгу службу он был вынужден вместе со старшим сыном Карлосом перейти на "Медею".
У берегов Португалии в районе мыса Санта-Мария 5 октября 1804 года флотилия испанцев была встречена британцами под командованием Грэма Мура на "Неутомимом", который сообщил испанцам, что ему приказано их задержать, и он хотел бы это сделать без единого выстрела. Но дон Хосе де Бустаманте-и-Герра отказался выполнить это требование.
Начался взаимный обмен снарядами, когда девять минут спустя одиночный выстрел с британского фрегата "Амфион", которым командовал капитан Самуэль Саттон, угодил в пороховой погреб "Мерседес". По свидетельствам очевидцев, корабль раскололся как яичная скорлупа и сразу пошел ко дну. Всего 40 человек из 280 выжили во время взрыва. А Диего де Альвеар потерял в тот момент всю свою семью, кроме старшего сына.
Исход боя был предрешен: три оставшихся испанских фрегата вместе с грузом были захвачены британцами, причем потери англичан были 2 убитых и 7 раненых.
Эта двухсотлетней давности история внезапно получила продолжение в 2007 году. Американская компания "Одиссея морских исследований" ("Odyssey Marine Exploration"), активно занимающаяся глубоководными исследованиями океана, сообщила об обнаруженном ей у берегов Португалии месте кораблекрушения под кодовым названием "Черный лебедь" ("Black Swan"). Эта компания подняла из затонувшего судна почти 500 000 золотых и серебряных монет и перевезла их в США.
Испанские исследователи морских кораблекрушений быстро вычислили неизвестное судно, обнаруженное американцами. Им оказался испанский фрегат "Nuestra Senora de las Mercedes", который более двухсот лет пролежал нетронутым на месте своего взрыва в 1804 году.
Испанское правительство действия американской компании расценило как факт незаконного грабежа и начало судебную тяжбу за поднятые с морского дна испанские сокровища с текущей стоимостью 500 миллионов долларов, продлившуюся несколько лет.
Американская компания "Одиссея" настаивала на том, что идентифицировать судно не представляется возможным, предоставив в качестве доказательств кадры подводной съемки, на которой видны лишь обломки корабля. Испанцы, в свою очередь, подняли все исторические документы и хроники, доказывающие, что затонувшим в этом месте судном может быть только "Мерседес".
В судебный процесс, проходивший в городе Тампа во Флориде (США), пытались даже вмешаться власти Перу, заявившие о своем праве на сокровища, так как золото и серебро вывозилось испанцами с их территории.
Наконец, в 2012 году американский суд вынес окончательное решение: все 17 тонн сокровищ, поднятых со дна американской компанией "Одиссея морских исследований" передать правительству Испании. Посол Испании в Вашингтоне, присутствовавший при отправке груза на родину, назвал это историческим событием.
Американская компания "Одиссея морских исследований" конечно же была разочарована таким решение суда, тем более, что затраты на подъем и хранения груза были значительны - 2,6 миллиона долларов США. Испанцы при этом не планируют их компенсировать.
А фрегат "Мерседес" спустя двести лет все-таки выполнил возложенную на него миссию: доставил свой ценный груз в пункт назначения.
Если эта увлекательная история, произошедшая у берегов мыса Санта-Мария", и ее не менее интересное продолжение Вам понравились, то ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал "Имена Земли".
А тема затонувших сокровищ раскрывается также в следующих публикациях на канале "Имена Земли":