Найти тему
Имена Земли

Мыс Санта-Мария: Испанцы все же получили свое золото

Мыс Санта-Мария расположен в южной части Португалии. Свое название "Святая Мария" он получил в честь Девы Марии, матери Иисуса Христа.

Именно здесь 5 октября 1804 года состоялось грандиозное военно-морское сражение, в котором британская эскадра из 4 фрегатов под командованием Грэма Мура (1764–1843) атаковала испанскую эскадру также в составе 4 кораблей под командованием контр-адмирала дона Хосе де Бустаманте-и-Герра (1759-1825).

Место сражения у мыса Санта-Мария у южных берегов Португалии отмечено красным крестом (источник фото: Интернет)
Место сражения у мыса Санта-Мария у южных берегов Португалии отмечено красным крестом (источник фото: Интернет)

Все это произошло в мирное время без объявления войны между Великобританией и Испанией.

Командующий британской флотилией у мыса Санта-Мария 5 октября 1804 года Грэм Мур (источник фото: Интернет)
Командующий британской флотилией у мыса Санта-Мария 5 октября 1804 года Грэм Мур (источник фото: Интернет)

Итог этой морской баталии ужасен для испанцев: один фрегат взорвался, а остальные три были захвачены англичанами вместе с ценным грузом - золотыми и серебряными монетами, перевозимыми испанцами из их колоний в Новом Свете.

Взорвавшийся испанский фрегат по иронии судьбы также, как и мыс, у побережья которого состоялось это историческое сражение, носил имя "Nuestra Senora de las Mercedes", что можно перевести с испанского как "Дева Мария Милосердная". Этот фрегат "Мерседес" (давайте так его называть) был впервые спущен на воду в 1786 году. Численность экипажа составляла 280 человек, вооружение - 34 пушки, расположенные на двух палубах.

В свое последнее плавание "Мерседес" отправился 3 апреля 1804 года из порта города Лимы (столицы сегодняшнего Перу), везя на своем борту драгоценный груз - золотые и серебряные монеты на общую сумму 4 миллиона песо, большая часть которых принадлежала лично королевскому двору Испании.

Обогнув Южную Америку с юга, "Мерседес" прибывает в порт Монтевидео (столица нынешнего Уругвая), где фрегат включен в состав испанской эскадры с тремя другими кораблями "Медея", "Санта-Клара" и "Фама". Командование испанской флотилией принимает на себя дон Хосе де Бустаманте-и-Герра.

 Контр-адмирал испанской флотилии дон Хосе де Бустаманте-и-Герра (источник фото: Интернет)
Контр-адмирал испанской флотилии дон Хосе де Бустаманте-и-Герра (источник фото: Интернет)

Командование же фрегатом "Мерседес" поручено генерал-майору Диего де Альвеару, который уже более 20 лет отслужил в колониях и возвращался наконец-то домой с женой и девятью детьми вместе со всем своим имуществом. Но плыть вместе им не довелось, по долгу службу он был вынужден вместе со старшим сыном Карлосом перейти на "Медею".

Командующий фрегатом "Мерседес" дон Диего де Альвеар, находившийся во время сражения на другом судне (источник фото: Интернет)
Командующий фрегатом "Мерседес" дон Диего де Альвеар, находившийся во время сражения на другом судне (источник фото: Интернет)

У берегов Португалии в районе мыса Санта-Мария 5 октября 1804 года флотилия испанцев была встречена британцами под командованием Грэма Мура на "Неутомимом", который сообщил испанцам, что ему приказано их задержать, и он хотел бы это сделать без единого выстрела. Но дон Хосе де Бустаманте-и-Герра отказался выполнить это требование.

Начался взаимный обмен снарядами, когда девять минут спустя одиночный выстрел с британского фрегата "Амфион", которым командовал капитан Самуэль Саттон, угодил в пороховой погреб "Мерседес". По свидетельствам очевидцев, корабль раскололся как яичная скорлупа и сразу пошел ко дну. Всего 40 человек из 280 выжили во время взрыва. А Диего де Альвеар потерял в тот момент всю свою семью, кроме старшего сына.

Взрыв испанского фрегата "Мерседес" (источник фото: Интернет)
Взрыв испанского фрегата "Мерседес" (источник фото: Интернет)

Исход боя был предрешен: три оставшихся испанских фрегата вместе с грузом были захвачены британцами, причем потери англичан были 2 убитых и 7 раненых.

Эта двухсотлетней давности история внезапно получила продолжение в 2007 году. Американская компания "Одиссея морских исследований" ("Odyssey Marine Exploration"), активно занимающаяся глубоководными исследованиями океана, сообщила об обнаруженном ей у берегов Португалии месте кораблекрушения под кодовым названием "Черный лебедь" ("Black Swan"). Эта компания подняла из затонувшего судна почти 500 000 золотых и серебряных монет и перевезла их в США.

Поднятые со дна золотые монеты (источник фото: Интернет)
Поднятые со дна золотые монеты (источник фото: Интернет)

Испанские исследователи морских кораблекрушений быстро вычислили неизвестное судно, обнаруженное американцами. Им оказался испанский фрегат "Nuestra Senora de las Mercedes", который более двухсот лет пролежал нетронутым на месте своего взрыва в 1804 году.

Испанское правительство действия американской компании расценило как факт незаконного грабежа и начало судебную тяжбу за поднятые с морского дна испанские сокровища с текущей стоимостью 500 миллионов долларов, продлившуюся несколько лет.

Команда американской компании "Одиссея морских исследований" занята подъемом ценного груза (источник фото: Интернет)
Команда американской компании "Одиссея морских исследований" занята подъемом ценного груза (источник фото: Интернет)

Американская компания "Одиссея" настаивала на том, что идентифицировать судно не представляется возможным, предоставив в качестве доказательств кадры подводной съемки, на которой видны лишь обломки корабля. Испанцы, в свою очередь, подняли все исторические документы и хроники, доказывающие, что затонувшим в этом месте судном может быть только "Мерседес".

В судебный процесс, проходивший в городе Тампа во Флориде (США), пытались даже вмешаться власти Перу, заявившие о своем праве на сокровища, так как золото и серебро вывозилось испанцами с их территории.

Наконец, в 2012 году американский суд вынес окончательное решение: все 17 тонн сокровищ, поднятых со дна американской компанией "Одиссея морских исследований" передать правительству Испании. Посол Испании в Вашингтоне, присутствовавший при отправке груза на родину, назвал это историческим событием.

Самолет испанских ВВС возвращает ценный груз на родину (источник фото: Интернет)
Самолет испанских ВВС возвращает ценный груз на родину (источник фото: Интернет)

Американская компания "Одиссея морских исследований" конечно же была разочарована таким решение суда, тем более, что затраты на подъем и хранения груза были значительны - 2,6 миллиона долларов США. Испанцы при этом не планируют их компенсировать.

А фрегат "Мерседес" спустя двести лет все-таки выполнил возложенную на него миссию: доставил свой ценный груз в пункт назначения.

Монеты с фрегата "Мерседес" демонстрируются в Национальном археологическом музее Испании (источник фото: Интернет)
Монеты с фрегата "Мерседес" демонстрируются в Национальном археологическом музее Испании (источник фото: Интернет)

Если эта увлекательная история, произошедшая у берегов мыса Санта-Мария", и ее не менее интересное продолжение Вам понравились, то ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал "Имена Земли".

А тема затонувших сокровищ раскрывается также в следующих публикациях на канале "Имена Земли":