Появление «обманок» в русской живописи первой трети XVIII века было значительным событием в истории развития натюрморта. Становление этого жанра было предопределено всем ходом развития культуры и искусства петровского времени.
Одной из характерных особенностей искусства петровского времени был крайний натурализм - желание изобразить мир буквально как он есть.
Натюрморты-«обманки» в России не были порождением именно русского искусства. Подобные натюрморты принадлежат к типу, широко распространившемуся в странах Западной Европы еще в XVII веке.
Такие произведения носят французское название «trompе – l oeil» - «обман зрения», «обманка», - так как в них поставлена задача создания оптической иллюзии, игры со зрителем. Непременное условие этой игры – в какой-то момент принять живописное изображение за натуру, реальность.
Кусковская коллекция «обманок», большая часть которых происходит из собрания графов Шереметевых, является одной из самых крупных в нашей стране.
Живописные натюрморты, представленные в экспозиции, большей частью принадлежат неизвестным русским художникам 30-40-х гг. XVIII века, и только три – авторские.
Два подписаны Г. Тепловым и П. Богомоловым, третий приписывается Т. Ульянову на основании аналога из Останкино.
Известно, что Теплов и Ульянов учились в школе Феофана Прокоповича, сподвижника Петра I, при Александро-Невской Лавре в Петербурге.
Наиболее яркой личностью был Григорий Николаевич Теплов. Он издал несколько трудов по философии; статьи , посвященные рассуждениям о стихотворстве. Теплов издал первый в России сборник романсов (1759),часть которых сочинил сам.
С 1765 г. он являлся почетным членом Академии наук.