Найти в Дзене
Гриша Мамин

Торговый оборот был на уровне 0,5-1,5 млрд $ в год, причем российские товары составляли лишь около 10% от него.

Торговый оборот был на уровне 0,5-1,5 млрд $ в год, причем российские товары составляли лишь около 10% от него.

Громадное количество советских товаров не оказало серьезного влияния на экономику КНДР. Более того, экономика СССР базировалась в значительной степени на российском экспорте, а на ввозе все советские товары не выжили бы и десятилетия.

В середине 1980-х годов в СССР ощущался дефицит средств связи, потребительских товаров, телевизоров и обуви. Советские товары, например, были замещены японской бытовой техникой и электроникой, но импорт одежды больших объемов в страну не поступал. Эта ситуация длилась более 10 лет, и поскольку северокорейцы не могли себе позволить столь мощные закупки, они начали закупать в других странах, в основном в Китае, где производили китайскую быттехнику.

По данным южнокорейского института экономических исследований, в 1990 году на экспорт из КНДР в СНГ в официальных ценах было вывезено товаров на сумму свыше 50 млн долл., в то время как на импорт – на 3 млн долл. Иными словами, разница составила порядка 20%.

К 1989 году значительный рынок для торговли в КНДР был в секторе торговли между СССР и странами бывшего СССР, но затем этот рынок был практически полностью заполнен импортом из Советского Союза.

Аналогичные тенденции в торговле были и в других азиатских странах. Например, в 1989 году китайские предприниматели, которые активно работали с КНДР, занимали доли 30-40%, а по итогам 2007 года в торговле КНР с КНДР около 60%. Кроме того, за СССР, т.е. за Россию, приходилось до 30% всего импорта в КНР из России и Белоруссии в 1990-е годы.

Торговли между СССР с КНДР не было, не было и экономических связей. Российский потребитель был лишен доступа к северокорейским товарам, так как большинство северных корейцев не имели сбережений и работали не по найму, а по талону на питание (и находились в безвозвратной кабальной зависимости).