Найти тему
Global Women Media

Как мы создали уникальный колледж

Оглавление

Почему образование в колледже становится престижным?

Ирина Белогорцева – постоянный эксперт Global Women Media в области образования. Это человек, который не просто имеет степень кандидата педагогических наук, реализует себя в качестве проректора международного колледжа, но и видит свое призвание в работе с подрастающим поколением. В интервью порталу Ирина Белогорцева рассказала об особенностях и уникальности образовательного пространства, в развитии которого она принимает активное участие уже несколько лет.

Ирина Белогорцева
заместитель ректора Международного колледжа искусств и коммуникаций, кандидат педагогических наук
Ирина Белогорцева заместитель ректора Международного колледжа искусств и коммуникаций, кандидат педагогических наук

Экспертиза Ирины Белогорцевой особенно интересна и ценна тем, что представляет собой точку зрения заместителя ректора – руководителя в области образования и действующего педагога-энтузиаста, искренне влюбленного в свое дело. На занятиях Ирина Евгеньевна применяет интересные авторские методики, а также активно поддерживает подобные инициативы со стороны других преподавателей.

-3

– Ирина Евгеньевна, в чем, на Ваш экспертный взгляд, состоит уникальность Международного колледжа искусств и коммуникаций?

– Уникальность колледжа прослеживается даже в самом названии. Оно включает три взаимосвязанных компонента, которые не так часто все вместе встречаются в одном образовательном пространстве.

-4

Колледж является международным, так как открыт для взаимодействия с экспертами, преподавателями и студентами из других стран. У нас уже есть настоящие друзья на разных континентах – они регулярно приезжают к нам в гости и выходят с нами на онлайн-связь, чтобы делиться со студентами своими знаниями, опытом, идеями и реализовывать совместные проекты.

-5

Слово «искусство» в названии подчеркивает важную роль творчества в образовательном процессе. Независимо от выбранной специальности студенты погружаются в креативную среду, учатся творчески мыслить и видеть красоту вокруг себя. Это те качества, которые важны в любой профессии.

-6

Ряд направлений в колледже напрямую связаны с искусством, и важно подчеркнуть, что мы стремимся не просто подготовить высококвалифицированных, конкурентоспособных архитекторов, фотографов и дизайнеров, но и развить их как художников в самом широком смысле этого слова.

Недавно мы проводили социологическое исследование, в ходе которого спрашивали у студентов, какое слово у них ассоциируется с нашим колледжем. Практически единогласно первое, что они называли, было «творчество».

-7

Наравне с творчеством важной основой образовательного процесса в колледже является развитие коммуникаций. Мы учим студентов грамотно выстраивать взаимоотношения с коллегами и единомышленниками, с людьми из других сфер деятельности и стран. Эффективная коммуникация – это то, что позволяет формировать команды, быстрее достигать поставленных целей и масштабировать любую деятельность.

-8

– Вы перечислили несколько направлений, по которым проходят подготовку студенты. В чем особенность факультетов колледжа?

– МКИК объединяет восемь ключевых направлений подготовки: китайский колледж, колледж иностранных языков, колледж журналистики и издательского дела, колледж дизайна, колледж фотографии, колледж архитектуры, колледж психологии, колледж рекламы и коммуникаций. Главная особенность состоит в том, что все эти направления часто пересекаются в процессе обучения. Например, студенты-издатели помогают оформить для публикаций проекты студентов других факультетов. Фотографы активно взаимодействуют с дизайнерами и архитекторами, лингвисты и психологи ведут совместные исследования.

-9

В современном мире человеку мало владеть одной конкретной специальностью. Наиболее востребованными оказываются те профессионалы, которые имеют обширный круг компетенций.

Даже в рамках одного факультета мы стремимся давать студентам разносторонние знания и навыки. Так, в китайском колледже и колледже иностранных языков учащиеся не только осваивают языки на достаточно высоком уровне, но и получают педагогические компетенции, дающие им возможность преподавать английский или китайский в начальной школе. В колледже издательского дела мы готовим издателей с журналистскими навыками, а наши специалисты в области рекламы также получают знания в области маркетинга. Фотографы, дизайнеры и архитекторы развиваются в разных творческих жанрах, имея возможность попробовать себя во многих направлениях и выбрать наиболее близкое и интересное. Например, студенты занимаются 3D-моделированием, digital-иллюстрацией, создают зины с собственными работами и реализуют авторские творческие проекты.

-10

– Какие дисциплины в колледже, по Вашему мнению, являются самыми интересными и необычными?

– Самым интересным и необычным, на мой взгляд, является сам подход к выбору дисциплин – мы всегда обсуждаем образовательный план со студентами. Они говорят о том, каких предметов им не хватает, чему, помимо основных профессиональных компетенций, им бы хотелось научиться. Услышав мнение каждой отдельной группы, мы составляем программы на следующий учебный год, включая интересные студентам дисциплины, ищем тех экспертов и преподавателей, которые могли бы удовлетворить запрос.

-11

Современные студенты – яркие представители нового поколения. Они четко видят перед собой цели и, поступая в колледж, зачастую уже точно знают, что их интересует и чего они хотят добиться в жизни. Как наставники мы видим свою ответственность в том, чтобы помочь им реализовать их планы.

-12

По запросу студентов в колледже появилось много интересных предметов. Например, учащиеся разных факультетов с удовольствием ходят на занятия по технике речи, где эксперты учат их красиво говорить, правильно держаться в обществе и профессиональном сообществе, презентовать себя и свои идеи. Тренинги по командообразованию и психологии общения позволяют поколению, выросшему в эпоху стремительной цифровизации, отвлечься от виртуальных коммуникаций и обратиться к выстраиванию эффективных диалогов в реальной жизни.

-13

Много внимания уделяется экологии. И это направление тоже было выбрано в первую очередь самими студентами. Современная молодежь искренне неравнодушна к судьбе планеты, студенты готовы действовать, чтобы сохранить Землю для будущих поколений. Именно поэтому в коллеже курс по экологии, основанный на теории из учебников, был заменен проектной деятельностью. Студенты создают небольшие книги и брошюры, в которых высказывают свое мнение о том, как человек может помочь планете, разрабатывают трекеры экопривычек, тематические настольные игры и специальные раздаточные материалы для школьников, реализуют экологические фотопроекты. Кроме того, в колледже были открыты пункты по сбору макулатуры, старых пластиковых пакетов, маркеров и использованных батареек.

-14

– Свобода творчества – один из важных элементов образовательного процесса в колледже. В чем она проявляется?

– Пожалуй, свобода творчества проявляется во всём, что касается учебного и внеучебного процесса. Исследования показывают, что человек быстрее и эффективнее развивается в том случае, если находится в атмосфере креатива и доброжелательности. Поэтому преподаватели, деканы и руководство колледжа выступают для ребят в качестве наставников и тьюторов, но не «контролеров» и «ограничителей». Мы всегда поддерживаем инициативы студентов и помогаем в их реализации.

-15

Большая часть аудиторий колледжа – это дизайнерские интерьеры, разработанные студентами творческих направлений. Ребята под руководством преподавателей даже расписали в стиле граффити весь коридор шестого этажа.

-16

На базе колледжа действует много творческих кружков, которые ведут студенты. Они учат друг друга тому, что хорошо умеют сами. Например, один первокурсник в этом году собрал музыкальную группу, репетиции и выступления которой проходят в том числе в стенах нашего учебного заведения.

-17

Большой популярностью среди студентов, абитуриентов, родителей и выпускников пользуется Лингвистический театр. Интересно, что участие в постановках могут принимать студенты любых факультетов – роли подбираются в зависимости от уровня владения языком. Ребята сами выбирают произведения, адаптируют их под формат выступления, готовят костюмы, репетируют, а затем представляют спектакль зрителям. Интерес к проекту настолько велик, что этой весной спектакль «Король Лев» был сыгран в двух вариантах – над ними работали два отдельных состава студентов.

-18

Кроме того, в этом семестре для наших ребят провели мастер-классы две профессиональные актрисы. Исходя из их советов и рекомендаций, студенты поставили итоговый спектакль, который превзошел все ожидания и буквально сорвал овации.

-19

Свобода творчества дает студентам уникальную возможность развить свои способности, реализовать потенциал и получить ценный опыт.

-20

Еще одним уникальным проектом нашего учебного заведения является Международный фестиваль современного искусства DOCA. Ежегодно весной мы проводим масштабное событие, в рамках которого свои работы представляют именитые художники и талантливые студенты. Для ребят это уникальная возможность принять участие в международной выставке наравне с мастерами из США, Франции, Бельгии, Германии, разных регионов России и других стран. Кроме того, студенты получают ценную обратную связь от своих наставников и аудитории, а также уже в процессе учебы нарабатывают профессиональное портфолио.

-21

В рамках подготовки к фестивалю на базе учебного заведения действуют мастерские, в которых учащиеся творческих направлений создают авторские проекты под кураторством известных современных художников. В этом году в качестве наставников выступили Валерий Чтак, Маша Иванова, Андрей Сяйлев и Слава Птрк.

-22

При этом нужно отметить, что участие в подготовке и проведении фестиваля с удовольствием принимают студенты всех факультетов, не только напрямую связанных с искусством. Все желающие имеют возможность стать волонтерами. Это серьезная и ответственная работа. Каждый волонтер «закрепляется» за определенным арт-объектом или аудиторией, его задача – рассказывать гостям об экспозиции, отвечать на вопросы о фестивале и помогать зрителям погружаться в контекст современного искусства. Такая работа требует достаточно большой подготовки. Однако, проведя два дня подряд на ногах в постоянном общении с посетителями, ребята не жалуются на усталость. Они благодарят нас за возможность быть причастными к событию, работать в команде и делать что-то полезное для окружающих. Это позволяет им по-другому взглянуть на студенческую жизнь и открыть для себя новые возможности.

-23

Наконец, у нас действует такая интересная структура самоуправления, как студенческий парламент. Она объединяет студентов-лидеров с разных факультетов для решения актуальных задач.

-24

Члены студенческого парламента активно взаимодействуют с руководством колледжа и факультетов, помогая в развитии образовательного пространства. Они ведут социальные сети, пишут материалы для сайта, участвуют во всех активностях учебного заведения, являясь примером для других студентов. Важные условия для вступления в парламент – отличная учеба и активная жизненная позиция.

-25

Студенты регулярно проводят специальные мероприятия и праздники, которые тоже готовят в условиях творческой свободы. В октябре старшекурсники посвящают первокурсников в студенты, создавая для них целое шоу. Новый год, 8 марта, 23 февраля и День Победы также не обходятся без креатива. Руководство колледжа не отказывает студентам и в мероприятиях, посвященных новым для России праздникам, таким как Хэллоуин, День святого Валентина, День святого Патрика… Это позволяет не только реализовать творческие задумки студентов, но и эффективно погрузить их в культуру других стран.

-26

– В каких «внешних» событиях студенты принимают участие?

– Мы гордимся тем, что наши студенты умеют активно представлять свою позицию, выступая на международных конференциях большого масштаба. Совсем недавно, 1 июля, в онлайн-формате состоялся Summer Peace Summit. Это ежегодная встреча участниц сообщества Peace-50. В этот раз она объединила представительниц более чем 10 стран и была посвящена вопросам экологии в самом широком смысле слова. В событии приняли участие восемь наших студенток первого курса, они подготовили выступления на английском языке, поделившись своей точкой зрения о том, что такое экология природы, культуры, свободы, коммуникаций, сознания, отдыха, отношений и толерантности.

-27

В октябре прошлого года студенты колледжа приняли участие в международном экологическом онлайн-марафоне, который проводил Брюссельский пресс-клуб. Преподаватели и учащиеся МКИК вместе подготовили специальный видеоролик об экологической концепции нашего учебного заведения, рассказав о главных проектах и инициативах.

На одной площадке были собраны журналисты и представители учебных заведений со всего мира, нам выпала честь представлять Россию.

-28

Одним из ярких событий колледжа иностранных языков в этом году стало участие студентов в международной онлайн-конференции «Молодежь в изменяющемся мире». Событие объединило учащихся колледжей и вузов из 40 разных стран. Участники представляли доклады, а также предлагали свои авторские публикации для международного издания. Экспертное жюри провело специальный отбор, и для нас было очень ценно и почетно, что наша студентка вошла в список лучших участников конференции.

Весной ребята приняли участие в еще одном международном конкурсе научных работ. Они представляли большие серьезные исследования. И снова наша студентка одержала победу, получив первое место в номинации «Педагогика».

-29

Для нас ценно, что инициаторами участия в международных событиях становятся не столько преподаватели, сколько сами студенты. Ребята чувствуют свою социальную ответственность и с большим неравнодушием готовят свои выступления, презентации и проекты.

В прошлом году группа наших преподавателей и талантливых студентов отправилась в Германию, чтобы представить свой проект экспертам легендарной европейской школы дизайна Баухаус. Жюри не просто очень высоко оценило работу, но и предложило колледжу сотрудничество. Так, мы получили возможность создать на базе нашего учебного заведения уникальные в России курсы для преподавателей творческих направлений в партнерстве с Фондом Баухаус Дессау.

-30

– Какие преподаватели ведут занятия в колледже? Как происходит отбор педагогического состава?

– Сегодня учитель – это не просто человек, передающий знания. Он является примером и наставником для молодежи. Поэтому особенно ценными качествами преподавателя мы считаем неравнодушие, профессионализм и веру в то поколение, с которым ему предстоит работать.

-31

Для нас важно, чтобы преподаватели имели большой профессиональный опыт в своей области, были практикующими специалистами, способными дать студентам знания, актуальные для современного рынка труда. И еще один важный критерий – молодость духа, способность слушать и слышать молодое поколение, чувствовать его запросы, потребности и интересы.

Наши преподаватели выбирают такие форматы занятий и методы работы, которые позволяют не просто эффективно передать знания, но и по-настоящему увлечь студентов.

-32

Это творческие и любящие свое дело люди, которые способны просто и интересно донести даже самый сложный материал, адаптировав его под конкретные кейсы.

Например, ректор колледжа, доктор юридических наук Марина Волынкина ведет для студентов курс авторского права. Это достаточно непростой для понимания предмет, требующий от учащихся глубокого погружения. Однако авторская образовательная методика позволила сделать процесс освоения дисциплины необычным и интересным. В ходе завершающих занятий студенты сочиняют сказки, используя в них набор предложенных терминов. Задача учащихся – создать текст о том, что такое авторское право и как оно действует, который при этом был бы понятен даже ребенку.

-33

В качестве преподавателя я веду для лингвистов дисциплины, связанные с педагогикой. Обязательной частью программы является изучение биографий и методов известных учителей-экспертов прошлого, таких как, например, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский, Шалва Амонашвили. Обычно я предлагаю студентам освоить теорию самостоятельно – для этого достаточно прочитать главы учебника, а на занятиях применить новые знания на практике. Мы рассматриваем конкретные ситуации, возможные в современных школах, а задача студентов – выбрать ту методику, которая сочетала бы в себе успешный опыт прошлого и была бы адаптивна к требованиям современности.

Такие творческие подходы в процессе учебы позволяют студентам не просто зазубрить информацию, а пропустить ее через себя, свое внутреннее понимание.

-34

На уроках литературы Анна Делианиди предлагает студентам творческих направлений нарисовать иллюстрации по тем или иным произведениям. Нередко в процессе выполнения таких заданий ребята обращают внимание на те детали, которые остались незамеченными при прочтении. Кроме того, многие из современных молодых людей являются визуалами по типу восприятия, и именно рисунки помогают им лучше понять и запомнить произведение.

-35

В рамках занятий по брендингу под руководством Олега Глазунова студенты разрабатывают уникальные торговые предложения для конкретных, реально существующих бизнесов. Например, некоторые из учащихся помогают своим родителям «упаковать» предпринимательские проекты. И это тоже возможность, которую способны дать только грамотные преподаватели, ориентированные на практическую реализацию.

-36

Регулярно для студентов проводят мастер-классы внешние эксперты –профессионалы с большим опытом, готовые делиться своими знаниями. Многие из них сотрудничают с колледжем, подчеркивая ценность и интерес работы с нашими ребятами. И нужно сказать, что общение со студентами действительно очень вдохновляет и заряжает. Мы не просто учим их, но и многому учимся у них сами. Современная молодежь активна, целеустремленна, талантлива и интересна. Наша задача как наставников – помочь подрастающему поколению грамотно раскрыть свой потенциал и направить свои силы и энергию в нужное русло.

Web-сайт Международного колледжа искусств и коммуникаций - www.igumo.ru/collej/

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media