Средневековые мудрецы вели множество великолепных споров: понимают ли улитки письменную речь, можно ли носить полосатые плащи, грешно ли смеяться. Ответы на эти удивительные вопросы нашли, хотя и не быстро.
Почему средневековые кодексы запрещали смеяться и улыбаться
В VI веке святой Бенедикт Нурсийский составил для монастырей «Учительский устав», в котором разбирался вопрос радости и смеха. Позже действовали и другие уставы, но они поддерживали линию уныния смирения.
- В Средневековье всё, даже тело, делили на плохую часть и хорошую. Тело, по сравнению с душой, плохое. Но если рассматривать только его, то верхняя часть: голова и сердце — хорошая, а всё, что ниже — источники греха.
На голове тоже есть хорошие глаза и плохой рот — пещера сатаны, которую лучше держать закрытой. Смех, как считали средневековые учёные, начинается в животе и выходит через горло. Всё это было низко и недостойно.
«Смех оскверняет рот» — писал небесный покровитель Европы, Бенедикт Нурсийский,
- Христос, согласно Новому завету, плакал три раза и ни разу не смеялся. Поэтому слёзы были объявлены даром свыше, а «Учительский устав» предписывал постоянный плач. Французский король XIII века Людовик Святой молился о «благодати слёз» и жаловался своему духовнику, что слёзы не капают.
- Последним доводом против смеха было то, что радость мешает монаху сосредоточиться на смирении. Нарушение тишины в монастыре было серьёзным проступком: смешливого монаха секли шестью ударами, а хохотуна ждал изнуряющий пост.