Кому принадлежит аккаунт в соц. сетях вашего франчайзингового бизнеса?
Бизнес, работающий по франшизе, должен иметь свои страницы, блоги, аккаунты в социальных сетях. Это утверждение применимо практически к 100% предпринимательской деятельности по франшизе.
Порядок ведения соц.сетей регламентируется (что хорошо) или не регламентируется (что не хорошо) управляющей компанией франшизы. Посты с информацией о предлагаемых услугах, продуктах или сфере интересов бизнеса набирают лайки, просмотры и подписчиков. Формируют круг клиентов и интересующихся конкретным салоном, магазином, кафе или клубом.
Но кому принадлежит этот аккаунт и блог, особенно когда договор франшизы будет расторгнут?
Большинство франчайзи не задумываясь ответит – мне! Увы – это не всегда так.
Ситуация 1 – аккаунт в соц. сетях не ваш.
Франчайзер предоставляет вам контент для соц. сетей: тексты, картинки, выполненные в стиле франшизы, с элементами единого дизайна и товарного знака. Вы или ваш сотрудник их публикуете, продвигаете, следите за статистикой и отвечаете на комментарии. Такой контент принадлежит вам только в рамках договора. Когда договор закончится, то и ваши права на эти тексты и картинки прекратятся. Если по условиям договора при его расторжении блог/страница остаются у вас, то вам необходимо убрать любые публикации предоставленного вам контента.
Также в договоре может быть предусмотрена ваша обязанность передать логин и пароль от соц.сетей франчайзеру при расторжении договора. Например, по причине того, что подписчики аккаунта – это подписчики бренда, контент на странице – контент франчайзера. Значит и аккаунт целиком принадлежит франчайзеру. Свой собственный контент, в этом случае, вы также можете заранее удалить или обязать это сделать франчайзера.
Ситуация 2 – аккаунт в соц. сетях ваш.
Франчайзер никак не регулирует вопросы ведения соц. сетей в договоре на франшизу. Вы публикуете, что считаете нужным. Сами занимаетесь ведением и продвижением аккаунта.
Следовательно, после расторжения договора франшизы никто не вправе забрать себе ваш аккаунт. Тем не менее, вы должны вычистить названия бренда и визуальных элементов товарного знака франшизы, а также любые использования интеллектуальной собственности, переданной вам по договору франшизы.
Наличие логина и пароля для администрирования не равно наличию прав на весь блог/страницу. В вашем договоре коммерческой концессии или лицензионным, которым оформлена покупка франшизы, должен регламентироваться порядок ведения соц. сетей. Если нет, то аккаунт принадлежит вам.
В любом и каждом случае необходимо учитывать, кому принадлежат права на материалы, которые размещены в соц. сетях вашего бизнеса по франшизе.