Найти тему
Блог ЖД фотографа

Этот электровоз вы видели по пути к Чёрному морю. Рассказываю, что в нём особенного.

Весна на Кубани наступает 1 февраля. Солнце стоит высоко и светит ярко, по улицам бегут ручьи, а ветер гонит тёплый степной воздух, пока двое неизвестных гуляют по железной дороге с чёрными рюкзаками и что-то там фотографируют.

Вы на канале Блог ЖД Фотографа! Зима 2014 года запомнилась Ростову и Краснодару аномальными снегопадами и морозами, и именно в это время мне с моими двумя друзьями "посчастливилось" выехать на фотоохоту. Это длинная история, которые вы можете прочитать с начала, перейдя сюда:

А это предыдущая часть истории, если вдруг вы её пропустили:

Наступил пятый, заключительный день, нашего путешествия, а одна из целей авантюры - электровоз ВЛ80К с круглыми фарами всё ещё не был сфотографирован.

1 февраля 2014 года мы с Гошаном проснулись в одной из краснодарских гостиниц. Быстро позавтракав, и немного замешкавшись при выселении, мы заработали опоздание на электричку, поэтому до вокзала решили ехать на трамвае, так как в Краснодаре этот вид транспорта самый быстрый и продуманный. На остановке мы прыгнули в трамвайный поезд из вагонов КТМ-5 и он довольно резво помчал нас по маршруту, однако на подъезде к конечной, произошло нелепое ДТП. Водитель автомобиля на второстепенной дороге перекрёстка, видимо, забыл, что трамваи могут сцепляться в поезда, поэтому, уступив дорогу первому вагону, то ли не стал тормозить, то ли поддал газку, и оказался подмят вторым. Само собой, движение было остановлено, и я надеюсь, что этому балбесу выписали жирный штраф, ведь по его милости нам пришлось бежать остаток пути.

Кое-как, несмотря на полный досмотр в стеклянном сарае у вокзала (пропадите вы пропадом, спасибо, хоть в уши и в ноздри не полезли), мы всё же успели на электропоезд.

Уже находясь на перроне краснодарского вокзала, мы с Гошаном поняли, что погода обещает быть солнечной и тёплой. На небе не было ни малейшего намёка на облачность, а от лютого мороза, который ещё вчера кошмарил жителей Кубани, остались те самые лёгкие -5 градусов, которые обещал нам яндекс. Правда, мы ожидали такую температуру на протяжении пяти дней, а не одного последнего, но и на том спасибо. Нам была подана милая круглая ЭР9ПК в корпоративном окрасе

Почему ты такая милая, круглая электричка?
Почему ты такая милая, круглая электричка?

В нашем вагоне не было ни души. Когда электричка выехала из города в степь, ничто не мешало солнечному свету заливать её до краёв. Тени и блики играли на сидениях, на стенах, на полу, и от этого на душе сразу стало так тепло и уютно, что после четырёх дней, проведённых на морозе в сугробах, хотелось плакать слезами радости: наконец закончилась кромешная пурга и лютая стужа, наконец оттепель, наконец весна!

Для съёмки поездов в тот день был выбран перегон Кубань - Энем, расположенный рядом с Краснодаром, но находящийся при этом на территории Адыгеи. Художественного интереса он не представляет: только прямые нитки рельс в плоской степи по соседству с автомагистралью, но сил искать что-то более сложное у нас уже не оставалось. К тому же, на этом перегоне ожидалось много поездов, а чем больше поездов, тем вероятнее, что поедет нужный локомотив.

Выйдя на станции Энем-1, мы попали из февраля в середину марта: было так тепло, что снег на солнце подтаивал. Первое, что попалось нам на перегоне - сплотка электровозов в направлении Краснодара, замыкаемая пучеглазым ВЛ80К-271, который днём ранее снимал в Краснодаре Денис. Да, именно за такими локомотивами мы гонялись все эти дни, но эта фотка никуда не годится - свет не с той стороны, да и снежный вихрь скрыл подавляющую часть электровоза. Не беда, идём дальше!

Ты хоть вернёшься к нам с поездом, лупоглазое чудо?
Ты хоть вернёшься к нам с поездом, лупоглазое чудо?

Эта фотография, кстати, прекрасно иллюстрирует перегон Кубань - Энем. Он прямой, будто вычерчен по линейке, а столбы контактной сети выставлены частоколом, образуя, эффектный коридор, уходящий в бесконечность. Следом за сплоткой проследовал грузовой поезд под тягой никому не интересного 2ТЭ116У в корпоративной окраске. Вы что, издеваетесь, депо Краснодар? У вас ведь есть голубенькие тепловозы этой модели, зачем вы к нашему приезду их все куда-то попрятали?

Пидованный 2ТЭ116У, да ещё против солнца. Кажется, это фото войдёт в пятёрку самых скучных снимков того года.
Пидованный 2ТЭ116У, да ещё против солнца. Кажется, это фото войдёт в пятёрку самых скучных снимков того года.

А рядом с нами шумело шоссе. Не забывая о том, что на Северо-Кавказской дороге вроде как была объявлена повышенная бдительность в связи с сочинской олимпиадой, мы старались держаться подальше от проезжей части, как шпионы. Чтобы нас нельзя было разглядеть из гипотетического полицейского автомобиля, мы шли по склону насыпи с обратной стороны железной дороги, а из тени выходили только для съёмки поездов. Впрочем, и в этот день наши меры предосторожности были, судя по всему, излишними - никаких сюрпризов во время съёмки не возникло, но возможно, что именно это и помогло нам избежать проблем.

Старый добрый ЗИЛ-130 с прицепом пропана на шоссе
Старый добрый ЗИЛ-130 с прицепом пропана на шоссе

Обычно через Краснодар ежедневно проходят десятки пассажирских поездов к побережью Чёрного моря, но не зимой. Да, мы находились на перегоне менее трёх часов, но один пассажирский - это что такое вообще?

Однако небеса смиловались, и послали нам - О ЧУДО - "правильный" электровоз ВЛ80К! Зелёный! С круглыми фарами и пароходным гудком! Будто видение, он торжественно проплыл мимо нас с грузовым поездом из бочек в лучах кубанского солнца, гудя своими вентиляторами, словно самолёт.

Да. Ради этого фото проеханы тысячи километров, потрачены тысячи рублей, выпиты десятки литров горячего чая и десятки раз отморожены две чьих-то пятые точки.
Да. Ради этого фото проеханы тысячи километров, потрачены тысячи рублей, выпиты десятки литров горячего чая и десятки раз отморожены две чьих-то пятые точки.

Это просто железяка, зачем её снимать?

Электровозы ВЛ80К отличаются своих собратьев ВЛ80С или ВЛ80Т. У них них разная электротехническая начинка, но не это важно для фотографа. Дело в том, что на электровозы ВЛ80К ранних номеров устанавливались круглые буферные фонари. С таким аксессуаром электровоз смотрится будто он живой и озирается по сторонам, и в его образе есть что-то человеческое. К тому же, машин с такой физиономией было существенно меньше, и поймать их - огромная удача. Если сравнить с более понятной большинству людей рыбалкой, это всё равно что из водоёма с карасями внезапно вытащить щуку.

К сожалению, все эти электровозы в 2017 году были списаны, и встретить такие можно только на Украине. Я надеюсь, что Россия и Украина в ближайшем будущем восстановят братские отношения, и туда можно будет отправиться в месячную экспедицию, но кажется, до 2036 года рассчитывать на это не стоит.

Уже через 10 минут после ВЛ80К на горизонте замаячила красная фигура - это был тепловоз 2ТЭ116 компании "Трансойл". К сожалению, без состава, зато сама машина оказалась раннего выпуска, на что указывал прожектор, обрамлёный "сидением от унитаза".

Едет красный "Фантомас" прямиком на порт Кавказ!
Едет красный "Фантомас" прямиком на порт Кавказ!

Спустя час ещё одна частная компания порадовала нас яркими цветами своего электровоза: ВЛ80С, принадлежащий НефтеТрансСервису.

Нечасто встретишь ВЛ80С синего цвета, если, конечно, не живёшь в Казахстане.
Нечасто встретишь ВЛ80С синего цвета, если, конечно, не живёшь в Казахстане.

Среди прочего была пидованная ЭД9М и зелёный ВЛ80С, на них даже останавливаться не буду. Просто порадуйтесь яркими солнечными фотографиями, от которых веет весной.

К тому времени, как мы оказались в черте города, освещение испортилось: солнце уже светило со стороны полей, так что снимать поезда пришлось бы из канавы. Поэтому мы закончили съёмку на железной дороге и переключились на городской транспорт, начав с пригородного Икаруса 250. Машина даже по меркам 2014 года довольно редкая, а сейчас их вообще по пальцам можно пересчитать.

Четырёхглазый Икарус, да ещё в "солнцезащитных очках" - стильный, модный... Но не очень молодёжный, всё-таки 1990-й год выпуска.
Четырёхглазый Икарус, да ещё в "солнцезащитных очках" - стильный, модный... Но не очень молодёжный, всё-таки 1990-й год выпуска.

Остаток дня мы с Гошаном провели в городе, катаясь на трамваях. Система произвела положительное впечатление даже в сравнении с Москвой - все вагоны, даже старые убогие КТМ-5 были чистыми и опрятными, рельсы почти везде на выделенных участках, а скорости у трамваев не хуже, чем у маршруток, однако об этом - в следующей статье.

Мы провели на морозе четыре дня, повидали самый сильный в истории Ростова снегопад, тонули в снегах, рыли пещеры, боролись с ветрами, даже ждали полчаса простой чай в вагоне-ресторане. Но как бы мы ни старались и ни страдали, из всего, что планировалось снять, поймали только электровоз ВЛ80К с круглыми фарами, и то всего один. ВЛ60 с грузовым - фигу, голубой 2ТЭ116У - дулю с маслом, ЧС4Т или ЧС8 - хрен там плыл, зеленая ЭР9 помахала хвостиком... Но зато впечатлений - хоть отбавляй!

C вами был Блог ЖД Фотографа. Поддержите меня лайком, подпиской и комментарием. До новых встреч и спасибо за внимание.

Продолжение:

Оглавление и краткое содержание: