Ростовчане и краснодарцы наверняка помнят, какой снегопад обрушился на них в январе 2014 года. Заблокированная трасса "Дон" и утопающий в снегу железнодорожный узел с многочасовыми опозданиями - то ещё приключение, не так ли? Однако, выезжая как раз в те края со своим другом Георгием, я совсем не ожидал, что поезда придётся фотографировать в компании степного ветра и 25-ти градусов мороза.
Мои давние подписчики уже читали статьи об этой поездке, теперь же я решил изложить эту историю более кратко в рамках одной публикации, а желающим узнать всё в подробностях предлагаю открыть первую из этих ссылок и читать подряд:
Эта история началась в 2013 году, когда мы с моим другом Гошей начали планировать экспедицию по Северо-Кавказской железной дороге, облизываясь на ВЛ80К с выразительными круглыми фарами, на коротышек ВЛ60, на изящные ЧС4Т и ЧС8, а также на зелёные ЭР9 и синие ЭД9М.
А вот и заветный день - 27 января 2014 года, когда мы, предвкушая многодневный успешный улов, заняли места в купейном вагоне в на Казанском вокзале. Интересные поезда появились уже в Рязани, где во время стоянки мы сфотографировали ЭР9ПК-160 в зелёно-салатовой окраске.
Нашей первой точкой была станция Лихая, но прежде скажите - помните ли вы Сочинскую олимпиаду? Так вот, именно в то время она и проводилась, в связи с чем на железной дороге торжествовал театр безопасности. Поэтому мы запросили на Северо-Кавказской дороге разрешение на съёмку - бумажку не обязательную, но весьма полезную в условиях воспаления бдительности. Фигу вам! - ответили в дороге. Мы струсили и вместо Волгоградской ветки, которая изобиловала зелёными ТЭП70, синими 2ТЭ116У и другими крутыми локомотивами, выбрали малодеятельную линию Замчалово - Гуково, ведущую в Луганскую область.
Почему я считаю, что мы были чёртовыми гениями? Потому что только гений может, вместо того, чтобы заказать такси к точке съёмки, поехать сначала на электричке до станции Замчалово, а потом идти несколько километров пешком через ветренную степь. А вот и Гуковская ветка! Очень быстро мы поймали первый поезд - красно-серый тепловоз 2ТЭ116У резервом в направлении Украины, а после него - с интервалами примерно в 40 минут - два состава полувагонов, ведомые синими 2ТЭ116 компании SFAT (листайте фотографии в карусели).
Скучные тепловозы нам надоели, так что мы поймали попутный автобус и поехали в Гуково. А автобус был непростой: мало того, что довольно редкий КаВЗ, так ещё и путейский! Да-да, нас с перегона вывозили путейцы, которым мы по дороге рассказали о нашей деятельности, а они, в свою очередь, нас с интересом выслушали. А дальше - автобус до Ростова. Масштабы непогоды стали понятны только на автовокзале, откуда до гостиницы нам пришлось идти пешком из-за глухих пробок во всём городе.
Как же весело было утром 29 января на Ростовском вокзале, заваленном снегом! Люди в сигнальных жилетах бегают, как муравьи; стрелки не работают, пути заметены, пассажиры недоумевают, а по громкой связи на всю станцию кто-то орёт: "Да откуда я знаю?! Курбелем, б-ть, переводи!"
Неудивительно, что наша электричка ЭР9ПК-215 отправилась с большим опозданием, и везла нас на ветку Ростов - Тихорецк весьма неспешно. Мы вышли на платформе Кочеванчик, расположились на холмике и стали ждать. Ну и какой же электровоз был пойман первым? Конечно же, "неправильный" - четырёхглазый, а не круглофарый ВЛ80К, скукотища какая! В этом же месте мы засняли приятную ЭР9ПК с "правильными" полосочками, синий ЭП1М и коротышку ВЛ60. Учитывая, что ВЛ80К требовался с круглыми фарами, а ВЛ60 - с грузовым поездом, я бы не сказал, что мы были в восторге от нашего улова.
Незадолго до возвращения в Ростов удача снова дала нам пинка: электричка ЭР9П-91, которая была зелёной и с советским гербом на носу буквально за неделю до нашего приезда, предстала перед нами в корпоративных цветах. Так что электрички в тот день нас совсем не порадовали - ни синих ЭД9М ни зелёных Эрок, как говорится, дулю с маслом тебе по всей морде.
День 30 января 2014 года выдался солнечным, зато температура упала до -25. Ну не сидеть же теперь в гостинице целый день, верно? Нас ждала Таганрогская ветка, которая уходит в Донецкую область, так что примерно в 9 утра мы вышли на платформе Морской Чулек и двинулись на поиски хорошей точки съёмки, сопротивляясь шквалу с Азовского моря. Но разве можно в таких условиях уйти далеко? Вот и мы решили, что нет, так что все поезда были сфотографированы поблизости к платформе - корпоративная Рижанка, ВЛ60 без состава и очередной не слишком интересный ВЛ80С.
Вы смогли бы простоять на ветру в -25 хотя бы полчаса? Мы зачем-то смогли, однако раздражение от "не тех" локомотивов, даже в большей степени, чем холод, заставило нас бросить всё и поехать на станцию Синявская, а повезла нас единственная синяя ЭД9М, которая попалась за всю поездку. А какого чёрта, спрашивается? Ведь их было немало!
А вот и тёплый зал ожидания на станции Синявская, и Денис, решивший к нам присоединиться, уже тут как тут. Что делать дальше? Фотографировать поезда на станции? Пфф, это для слабаков, - совершенно неразумно рассудили мы, и поехали на платформу 1300-й километр, а лучше бы остались на станции в тепле. Что, вы бы думали, ждало нас на новой точке? Куча зелёных ВЛ80С да пара красно-серых электричек - стоило ли морозить пятую точку ради того, что можно было сфотографировать в паре часов езды от Москвы?
Но нам и этого казалось мало, поэтому спустя часик мы вновь сели в электричку и приехали на платформу Мартыново, чтобы сфотографировать два пассажирских поезда в направлении Таганрога. Ждали час, ждали другой, сфотографировали в третий раз, а потому без всякого удовольствия, ЭР9ПК-301 (фото 1), плюнули на всё, да поехали обратно в Ростов. Вечером того же дня была поймана и Её Величество Зелёная Круглая Электричка, правда это было сделано в сумерках на станции Ростов, а не на перегоне в красивом месте и в солнечном свете (фото 2).
Ночью 31 января мы приехали в Краснодар уже втроём - я, Гоша и Денис. А тут - опять мороз, но зато снегопад вроде остался в Ростове. Кто же встретил нас на станции? Ого, да это же "правильный" ВЛ80К, с круглыми фарами, собственной персоной! А рядом с ним - пассажирский поезд с красным "Кирпичом" ЭП1, прибывший из Волгограда.
Ночь мы скоротали на вокзале в компании кучи нарядов полиции и казаков, подивились досмотровому комплексу, изуродовавшему вокзальную площадь, а потом поехали на перегон Лорис - Агроном. Он оказался совершенно неживописной прямой линией вдоль лысых кустов, по которой ходили только зелёные ВЛ80Т и ВЛ80С, не интересные для нас (фото 1), а единственным достойным внимания локомотивом оказался ЭП1-073, покрашенный в цвета фирменного поезда "Саратов" (фото 2).
Ну наконец, потепление, да ещё так своевременно - аж в последний день путешествия! -5 градусов, которые воцарились 1-го февраля казались летним июльским днём после ростовских -25. Для съёмки поездов был выбран перегон Кубань - Энем: не очень красивый, зато с кучей поездов. И представляете, нам наконец-то повезло! Вон он - круглофарый ВЛ80К с бочками, родненький, как же мы ждали тебя! А на закуску - синий ВЛ80С компании НефтеТрансСервис, РЖДшный зелёный ВЛ80С, также красный 2ТЭ116 компании Трансойл да пара других, более скучных поездов.
Хватит, пожалуй, поездов, надо и краснодарский транспорт посмотреть, верно? Верно. А краснодарский транспорт, между прочим, произвёл на нас неожиданно хорошее впечатление! Почему? Очень просто! Это в Курске чешские Татры ездят, как черепахи и раз в пару часов, а в Новосибирске, столице Сибири, все трамваи выглядят как после бомбёжки, особенно советские КТМ-5 и КТМ-8. Ну а Краснодар - город, где точно такие же Татры (фото 1) да КТМы (фото 2, 3) содержатся в таком состоянии, будто пару лет назад покинули ворота завода - ну не чудо ли? Нет, не чудо, а грамотно организованная работа. Попались нам и необычные трамвайчики - служебый КТМ-5 с обрезанным кузовом (фото 4), модернизированный КТМ-5 (фото 5), а на закуску - КТМ-5, разукрашенный в честь футбольного клуба "Кубань" (фото 6).
Есть в Краснодаре и троллейбусы, только мы с Гошей весь день потратили на трамваи, не оставив на рогатых ни сил ни времени. Да и не больно-то интересно: ведь главная фишка краснодарского троллейбуса - троллейбусные поезда - ушла с маршрута за месяц до нашего приезда. Ну неужели так трудно было нас подождать?
Эта поездка - яркая иллюстрация того, как можно оказаться не в то время не в том месте. Шесть дней в местах обитания интересных локомотивов, а результат - один круглофарый ВЛ80К, ну куда это годится, в конце концов? Синяя ЭД9М и зелёная круглая ЭР9, ВЛ60 с грузовым поездом и ВЛ80К в количестве больше одной штуки, синий 2ТЭ116У и зелёный ТЭП70, красный ЧС4Т и зелёный ЧС8 - ничего из этого не было сфотографировано по-человечески, и тем обиднее, что оно абсолютно точно ещё бегало в тех краях. А локомотивы, которые нам попались, не стоили и 10 процентов тех затрат и сложностей, которые пришлось преодолеть. Подумаешь, зелёный ВЛ80Т - экая невидаль!
Моя оценка той поездке по российскому югу - 3 Норильска из 10. Как сказал классик, специальная фотооперация полностью провалилась. Полностью! Почти ничто из огромного списка не было захвачено нашими объективами, зато впечатлений столько, что и сейчас эта поездка остаётся одной из самых ярких в моей жизни.
С вами был Блог ЖД Фотографа. Если вам понравилось, поставьте лайк и напишите пару строк в комментариях.
До новых встреч!
Смотрите также: