Найти тему

3 самые значимые лингвистических гипотезы о связи языка и мышления

Язык - это то, что формируется у нас в голове и распространяется на все сферы жизни. Не удивительно, что взаимосвязь языка и мышления всегда интересовала учёных лингвистов, философов и представителей смежных наук как объект изучения. Рассмотрим 3 смелые гипотезы, в которых была предпринята попытка определить отношения между языком и тем, как мы мыслим.

1. Язык как дух нации.

Вильгельм фон Гумбольдт
Вильгельм фон Гумбольдт

Одним из первых связь между мышлением человека и языком попытался облечь в научные термины немецкий философ Вильгельм фон Гумбольдт. Он рассматривал язык как "дух народа", считая народ духовной формой человечества, имеющей языковую определённость. Таким образом всех людей, говорящих на одном языке, учёный предлагал объединять в один народ. Одной из причин появления данной концепции было его желание определить причины существенного различия между языками мира. В результате своих размышлений Гумбольдт пришёл к мнению о том, что различие в мышлении между представителями разных народ привело в появлению различий языков.

Картина на тему "Дух народа"
Картина на тему "Дух народа"

2. Язык определяет мышление.

-3

Существующая с 30-х годов 20 века Гипотеза лингвистической относительности утверждает, что структура языка определяет мировоззрение и мировосприятие его носителей, а также влияет на их мыслительные процессы. Она также известна как "Гипотеза Сепира-Уорфа", хотя указанные учёные никогда не были соавторами (второй был студентом первого).

Первые наблюдения, подсказавшие лингвистам о возможности такой связи языка и мышления, были сделаны на материалах исследований индейских языков, в частности языка индейцев племени навахо. В этом языке в глагольные формы чудесным образом были вплетены суффиксы, указывающие на форму объекта, над которым производится действие. Когда детям из племен, говоривших на данном языке, предложили первый раз в их жизни поиграть с конструктором, они справились с этим настолько хорошо, сформировав гораздо более сложные фигуры, чем их англоговорящие ровесники, которые также принимали участие в эксперименте, что результаты поразили учёных. Наличие в языке специальных форм, связанных с цифрами, привело к тому, что при отсутствии опыта обучения геометрическим фигурам, носители языка в самом юном возрасте понимали "суть" каждой из предложенных языковых форм.

Эскимос и снег
Эскимос и снег

Еще одним из наблюдений, сделаный позже и призываемых в доказательства данной гипотезы - большое, именно более 40, количество слов в эскимосских языках для обозначения снега. Язык здесь определяет дробление носителями данных языков такого природного объекта как снег на множество различных разновидностей.

Я в свою очередь рискну выдвинуть мой аргумент, с который вы можете согласиться или же наоборот: в английском языке не выражена категория рода. Она не находит отражения ни в прилагательных, ни в местоимениях, ни в глаголах. Разве то, что происходит сейчас в толерантной Америке и поддерживающей эту самую толерантность Англии, не может вытекать из такого пренебрежения к категории мужского и женского рода?

3. Грамматика живет в голове.

Ноам Хомский
Ноам Хомский

Известный американский лингвист Ноам Хомский плотно изучал грамматику языка и представлял её себе как механизм, который способен породить бесконечное количество правильных предложений на языке. Также он хотел объяснит творческое использование языка людьми и процессы усвоения языка детьми. Лингвист считает, что способность к усвоению языка является врожденной, а именно врожденной является грамматика, понимаемая как общий набор синтаксических правил. Учёный считает, что грамматика "встроена" в мозг человека, а изучение языка идёт не от звуков к словам и далее - к предложениям, а наоборот, от синтаксических структур к фонетике.

Удачи вам в изучении иностранных языков!