Однажды два художника решили создать картину в соавторстве со всем русским народом. Этот арт-проект был осуществлён в 1994—1997 годах в ответ на нарекания зрителей по поводу оторванности современного искусства от простого человека.
Авторы Виталий Комар и Александр Меламид предложили социальный эксперимент диалога со зрителем. Тысяче и одному человеку был дан опросник, состоящий из тридцати восьми вопросов, касающихся стиля, размера и жанра картины, которую респонденты посчитали бы идеальной.
Вопросы были примерно такими:
— Какие цвета вы предпочитаете видеть на полотне?
— Каким должен быть предпочитаемый размер картины?
— Желательно ли присутствие на картине людей или животных?
Интересно то, что выбор размера предлагался не в сантиметрах, а в сравнении с простыми бытовыми вещами: холодильником, телевизором, транзистором и книгой. Оказалось, что размер «с телевизор» для людей наиболее предпочтителен. Технику практически единогласно респонденты выбрали реалистичную, а любимым художником назвали Репина.
Получившаяся композиция была названа «Выбор русского народа». На картине, выполненной в реалистичной технике, был изображён среднерусский пейзаж с лесом и рекой, где под деревом сидит Христос, а поблизости ходит медведь. На ближнем плане написаны безмятежно играющие дети.
А самой нелюбимой картиной русского народа была признана абстракция размером с холодильник, где на красном-оранжевом фоне нарисованы чёрные треугольники.
На экспозиции «Выбора русского народа» в Москве в Центре современного искусства в подтверждение репрезентативности результата вокруг картин вывесили диаграммы, таблицы, графики и опросные листы. Что характерно, никто из респондентов не признался в любви к обнажённой натуре.
Проект стал циклом картин. В эксперименте приняли участие США, Украина, Финляндия, Турция, Франция, Швейцария, Китай и некоторые другие страны. Оказалось, что везде в мире любим синий цвет и жанр пейзажа. Единственная страна, которая выбрала абстракцию размером с книгу, — это Голландия.
Позволю себе сделать два вывода
Первый утешительный. Вкус целевой аудитории понятен, и работать в коммерческом направлении художнику не составляет труда. Сине-зелёная гамма, среднерусский пейзаж, лето и простые бытовые сценки сделают вашу работу востребованной. Утешает и то, что композиционный строй такой картины отвечает уравновешенному психологическому состоянию зрителя.
С другой стороны, вывод грустный. Любые профессиональные поиски останутся непонятными широкому кругу. Проживание сомнений, грусти, любая душевная работа нежелательны для народа. Христос сидит тихонечко под деревом в лесу.
Молча.
Один.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.
Как воспитать развитую личность? В чём поддерживать детей, а когда наложить родительское вето?