Найти тему
Елена Каштанова

Город Владимир. Часть 3. Андрей Рублев

Во Владимире находится уникальное национальное достояние - фрески Андрея Рублева, 300 квадратных метров, единственная сохранившаяся до наших дней роспись. Конечно, нельзя было их не увидеть. Фрески находятся в Успенском соборе, который сам по себе уникальный памятник архитектуры - постройка аж XII века! На несколько веков Успенский собор стал образцом для постройки храмов на Руси. А уж с фресками Рублева ему вообще нет аналогов, русский Нотр-Дам.

Про самого Рублева известно довольно мало, все, что мы видели в известном фильме, было придумано авторами. Фильм 1966 года сейчас существует как минимум в трех разных вариантах - первоначальная версия "Страсти по Андрею" с горящей коровой и падающей лошадью, окончательная версия 1971 года "Андрей Рублев", которую видели советские зрители, и третья "альтернативная" версия 1967 года, якобы промежуточная между этими двумя, понятия не имею, чем она отличается. Если вы рассчитываете на анализ всех трех версий, то разочарую - я смотрела только самую попсовую и ту давно, сейчас не пересматривала. Когда узнала, что на съемках пострадали животные, как-то отпало желание вообще прикасаться к творениям этого режиссера. Издеваться над теми, кто тебе не может ответить, - это недостойно, какой бы великой целью при этом ни прикрываться.

Но к личности Андрея Рублева все это, конечно, отношения не имеет, вряд ли он сжигал коров во имя великой цели - написать какой-нибудь лик. Если судить по его немногочисленным дошедшим до наших дней творениям, человеком он был светлым и добрым. У него даже Страшный суд - совсем не страшный: не аццкие сковородки и страдающие грешники, а возвышенные лики апостолов по обе стороны от Христа, за ними - ангелы и святые.

В храме довольно темно, да и сами фрески неяркие, поэтому поясню. Малый круг символизирует Царства, которые были до Христа, - Вавилонское, Римское и Македонское. Их символизируют звери - медведь, крылатый лев и крылатая пантера. Там же среди них затесался зверь Антихриста. Этим царствам придет конец со Страшным судом. В большом круге выписан Иисус, у ног которого кающиеся в своем грехопадении Адам и Ева, а рядом Богоматерь и Иоанн Креститель в качестве заступников за род человеческий. По обе стороны - апостолы, за ними - ангелы и святые. Именно они будут осуществлять Страшный суд. На последнем кадре - шествие праведных жен, они восстали из мертвых и следуют в Рай. Мужья следуют в Рай в следующем нефе, поэтому в это видео не попали. Надеюсь, они там встретятся.

Шествие праведных жен
Шествие праведных жен

Говоря об Андрее Рублеве, не могу не упомянуть об исихазме. Этот факт его биографии отражен и в фильме - похоже на обет молчания, но идеологически не совсем так. Исихазм - это богословское учение, направленное на очищение человека, приближение его к Богу, познание Бога и воссоединение с ним. А молчание - лишь средство достижения всего этого, это лишь один из путей достижения цели - познавать Слово Божие через молчание. Одним из ключевых понятий исихазма является Божественный Свет, и вся композиция Страшного суда этим Светом пронизана, несмотря на то, что Свет как таковой ни в одном месте не изображен - нет ни сияния, ни лучей, ни ослепленных этим Светом ликов. Свет как бы внутри и вокруг каждой изображенной фигуры, апостолы, ангелы и святые уже полны этого Света. А цель каждого обычного человека - к этому Свету стремиться.

Таким образом получается, что свой Страшный суд Андрей Рублев изобразил как бы с точки зрения праведника, мы наблюдаем, как это будет происходить для человека, который не грешил в своей жизни. И это очень, очень необычная трактовка, и до, и после в этом сюжете художники и иконописцы будут изображать котлы, чертей и страдающих грешников. Наверное, в массовой культуре считается, что кнут пугает сильнее, чем пряник привлекает.

А умер Рублев, как считается, от "морового поветрия", что-то типа нашего всех утомившего коронавируса.