эксплуатацию детских учреждений с согласия родителей. Первоначальный запрет на
использование детей в качестве рабочей силы в целях извлечения прибыли был снят, но
насущественные изменения этих отношений еще не произошли.
Особенно значительными оказались материальные изменения в сфере детского
воспитания. В первую очередь, это коснулось такого фактора, как финансирование детских
домов, придомовых участков, школ, а также реализация льгот, предоставляемых лицам
детского и старческого возраста. В советский период основными источниками
финансирования детских учреждений были дотации от государства, а с конца 70-х гг. -
доходы от сверхприбыльной деятельности коммерческих детских учреждений.
Львиная доля дохода от всех коммерческих учреждений - около 80% -
содержалась за счет платежей со стороны родителей.
Дотации были призваны обеспечить удовлетворение минимальных потребностей
взрослых, но также оказывали заметное влияние на мотивацию детей и подростков. В
конце 80-х годов большинство детей имели средства на приобретение школьных
формаций. Формы, которые использовали родители, часто менялись и исчезали, и дети
постоянно сталкивались с дефицитом. Повсеместно использовались краткосрочные
перемены в режиме дня, использование труда детей во вспомогательных службах,
интересы детей ставились выше интересов взрослых и т.д.
Большую роль в процессе адаптаци к экономической структуре играет
социальное обеспечение, прежде всего, пенсионное обеспечение по возрасту. Дети в
некоторых странах даже раньше сталкиваются с проблемой обеспечения старости.
Только в США к старости дети зачастую имеют семьи и родителей, что
позволяет им вести привычный образ жизни. Семейное окружение в целом оказывает
усиленное влияние на ранних этапах социализации. Нахождение детей среди близких им людей
особенно значимо для их будущего.
В целом изменение принципов оплаты труда оказало значительное влияние на
процессы
обустройства социальной сферы.
Ценообразование в сфере труда стало осуществляться с учетом качества
труда и особенностей организации детской сферы. Свобода выбора профессии
подростком базируется на возможностях выбора тех или иных видов труда, которые
установлены в различных стандартах (На примере Украины - в стандартах
образования (1980г.), труда (1983г.), благоустройства (1987г.), физической культуре,