На одной из снятых с крышки сундука картинок – обёртка с мыла «Нега». Обертка выполнена художником в стиле мозаики, чем-то напоминающая картину Врубеля. Красивое женское лицо, волосы перетянутые лентой или ремешком… Красиво!
Надписи справа и слева от девушки сделаны на французском языке. Сверху – три российских герба, под которыми указаны годы. Откуда кусочек сливочного мыла «Нега» попал в крестьянскую семью на Тамбовщине, где росла будущая хозяйка сундука и что за таинственный производитель «A. Rallet et S-te»?
"Товарищества высшей парфюмерии А. Ралле и Ко" было крупнейшей в России и выпускало все виды "благовонных товаров" - духи, мыло, одеколон, пудру, помаду, кремы. Продукция предприятия очень популярна и ценима за красоту упаковки.
Парфюмерная фабрика француза Альфонса Ралле была основана в 1843 году и изначально находилась в Хамовниках, в Теплом переулке, где и просуществовала более полувека. В 1855 году Альфонс Ралле получил звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества", что свидетельствовало о высочайшем качестве продукции и ежегодных поставках ее ко двору на протяжении не менее восьми лет. В 1860-е годы А. Ралле начал работать с новым партнером - Эмилем Бодраном. В 1861 году фирма имела уже две фабрики - в Москве и Харькове, на которых работало до 200 рабочих. Выработка парфюмерно-косметических товаров в это время составляла 325 тысяч рублей в год.
После 25 лет усердной работы Ралле последовала смена владельца прибыльного предприятия. В 1857 году Ралле вернулся во Францию, продав предприятие другому московскому французу - Фридриху Дютфуа. Бренд "Ралле" уже пользовался доверием покупателей, и потому фирма вплоть до 1918 года не меняла названия. С 1869 года фирма была зарегистрирована в форме торгового дома первой гильдии "Альфонс Ралле и Ко" (A. Rallet et S-te).
В 1870-е годы Ф. Дютфуа начинает работать с сыном Арманом. Семейство Дютфуа владело фирмой Ралле более четверти века и смогло существенно увеличить объем производства и расширить ассортимент товара. В 1890-е еще два француза были приглашены в правление фабрики - Луи Журналло и Феликс Баго. Они специализировались на продаже парфюмерного товара, а Фридрих и Арман Дютфуа руководили фабрикой. В 1872 году предприятие включало мыловарный завод и парфюмерную фабрику. Оба отделения были максимально механизированы, например, имелись паровые машины, как английского производства, так и изготовленные в Москве на заводах семьи Смит и Перенуда, 14 разных котлов, 13 прессов, 7 машин с валиками для мыла, 2 машины для резки мыла. На фабрике трудилось в это время 220 рабочих: 130 мужчин, 30 женщин и 60 малолетних, то есть подростков 12–15 лет.
Фирма "Ралле" славилась разнообразной продукцией. В числе главнейших фабрикатов были: более 2,4 миллиона кусков мыла в год, 1,5 миллиона банок помады для волос, 238 тысяч флаконов духов, 1634 тысячи флаконов одеколона, 23 тысячи коробок рисовой пудры. А еще фабрика выпускала душистые масла, фиксатуары, зубной порошок, крем для лица, различные препараты для освежения воздуха в жилых помещениях: например, "воду для курения в комнатах", курительную бумагу, ароматизированные курительные свечи. В 1880-е годы объем производства возрос и составил 1 миллион рублей в год, причем главным предметом производства являлось востребованное покупателями за качество и привлекательный внешний вид мыло - особенно "Яичное". Продукция фирмы составляла 37 процентов всего косметического производства в России.
На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве супруге Александра III, императрице Марии Федоровне, "Товарищество Ралле" преподнесло два флакона духов и две хрустальные вазы. Фабрика Ралле произвела большое впечатление выставленными экспонатами: в условиях высокой конкуренции между московскими парфюмерно-косметическими предприятиями фабрика Ралле придавала большое значение производству эстетически привлекательных товаров. Например, мыло выпускалось разных цветов, а также мраморное и в полоску. В описании выставки содержатся интересные сведения: "Для подкраски мыл, помад и прочих фабрика покупает минеральные и органические краски; так, для мраморного мыла с красными и синими полосками - сурик и ультрамарин, для яичного мыла - орлеан; в розовые нежные цвета окрашивают новой анилиновой краской — эритрозином; употребляют также эозин".
В 1898 году фирму "А. Ралле и Ко" фабрику купила известная с 1768 года французская парфюмерная фирма "Ширис" (Chiris). Семейная компания из Грасса являлась ведущим производителем растительного сырья для нужд парфюмерной промышленности всей Европы и на протяжении сорока лет снабжала исходными продуктами - прежде всего цветочными эссенциями и маслами высокой очистки - фабрику Ралле в Москве. Новые владельцы высоко оценивали перспективы растущего российского рынка, строят в 1899 году новое здание фабрики. Оно было возведено в Бутырском районе по Вятской улице и оснащено современнейшим на тот момент оборудованием, привезенным в основном из Франции.
В 1910 году на фабрике было 500 рабочих, в 1913-м - 625 рабочих, в 1916 году - уже 749. Быстрыми темпами росло производство: в 1908 году изготовлено продукции на 3,3 миллиона рублей, в 1910-м - на 4 миллиона рублей, в 1913-м - на 5,5 миллиона рублей. Чистая прибыль в начале ХХ века исчислялась огромной суммой - 300–400 тысяч рублей ежегодно.
Затраты на дорогостоящее сырье, привозимое из Франции и закупаемое в России, доходили до 1,5 миллиона рублей в год. Например, кориандровое масло Ралле поставляло производственное товарищество "Анис" в слободе Алексеевке Воронежской губернии, сало - до 16 тонн в год - Бузулукский союз кооперативов из Оренбургской губернии. В Германии у фирмы "Пильхау" покупали масляный эфир, амилацетат, прочие химические реактивы и соединения. Хлопковое масло, необходимое для производства мыла, поступало на фабрику Ралле с маслобойного завода, находившегося в Самаркандской области в Средней Азии.
В начале ХХ века основной капитал "Товарищества Ралле" составлял 1,5 миллиона рублей, разделенных на 2 тысячи именных паев по 750 рублей. 99 процентов акций принадлежало французским гражданам. В 1909 году контрольным пакетом акций (57 процентов) владели представители династии Ширис - Жорж и его жена Жозефина-Маргарита. Еще 20 процентов принадлежало их родственникам - сестре Жоржа Валентине и ее мужу Франсуа Сади Карно, кстати, сыну президента Франции в 1887–1894 годах. Два директора предприятия - француз Эдуард Бо и русский купец Михаил Иванович Проскуряков - имели по 10 паев.
Расцвет парфюмерного дела фирмы "Ралле" пришелся на начало ХХ века, когда главным парфюмером стал один из директоров фирмы, знаменитый Адольф Лемерсье, а с 1902 года рядом с ним начал работать талантливый Эрнест Эдуардович Бо. Эрнест Бо считается одним из самых знаменитых парфюмеров ХХ века, прежде всего за создание духов "Шанель № 5″.
Первый успех пришел к Эрнесту Бо, когда он работал в Москве и создал духи и одеколон с цветочным ароматом "Царский вереск". В 1912 году ярко прозвучал новый продукт фирмы "Ралле" - выпущенные к столетию войны 1812 года духи "Букет Наполеона", и в 1913 году, к 300-летию воцарения династии Романовых, - парфюм "Букет Екатерины". Все эти ароматы были творениями Эрнеста Бо.
После 1917 года фабрика была национализирована. Эрнест Эдуардович Бо уехал во Францию. Но еще в 1914 году он был кандидатом в директора правления товарищества "А. Ралле и Ко", жил неподалеку от московской фабрики, в существующем и сегодня доходном доме в Тихвинском переулке.
Духи изготавливались по французской технологии и на эссенциях, получаемых из Грасса - знаменитой "провинции парфюмеров" во Франции. Через французских поставщиков получали и другие ароматические компоненты со всего мира, например эссенцию герани с острова Реюньон в Индийском океане и из Алжира, розовое масло из Румелии (ныне Болгария), иланг-иланг из Манилы (Филиппины).
У покупателя пользовались спросом такие духи Ралле, как "Царский вереск", "Вера-Виолетта", "Первая радость", "Тебя избрала я", "Рояль-Ралле", "Букет Амирис", "Искушение", "Божественный аромат".
Производимый на высококачественном сырье товар руководители фирмы стремились сделать доступным по цене широкому кругу покупателей. К примеру, была выпущена "Цветочная вода Ралле", которая, как гласила реклама, заменяла духи и выпускалась с разными ароматами: "Майский ландыш", "Левкой", "Сирень", "Нильская лилия", "Гелиотроп", "Резеда".
"Товарищество Ралле" первым в отрасли стало производить парфюмерно-косметические линии, куда входили духи, мыло и пудра. Изящная коробка с тремя предметами стоила 2 рубля. Наиболее продаваемыми были линии "Анютины глазки", "Снежная фиалка", Confidence ("Признание"), "Роза красавица садов", "Сада-Якко". Российским покупателям нравились "офранцуженные" названия продуктов: зачастую в рекламе и на этикетке фигурировало название по-французски, а рядом, мелким шрифтом - перевод на русский язык.
Фабрика Ралле производила множество сортов мыла, в том числе медицинское - камфорное, карболовое, серное. Сливочное мыло "Нега" предназначалось "для смягчения и белизны кожи лица и рук". "Цветочное" мыло высшего сорта выпускалось восьми различных запахов и стоило 30 копеек за кусок. "Цветочно-глицериновое" - также восьми запахов, по 20 копеек кусок. В 1890-е годы на фабрике Ралле придумывали удивительные названия для мыла: "Испанская кожа", "Мусмэ японское", "Бергамотное", "Фруктовое", "Оркидэ". Это не могло не вызвать любопытства покупателей, стремившихся опробовать новый продукт.
В числе популярных продуктов была пудра. Она производилась разных оттенков - от белого до розового. Выпускались разнообразные сорта рисовой пудры: "Бархатная", "Царский букет", "Белый ирис". Фабрика выпускала целый комплекс продуктов для ухода за волосами, в том числе за бородой и усами. Масло "Цветочное" рекомендовалось "для сохранения волос", крем "Бриолин" - для фиксации причесок. Жидкость "Бриллиантин" предназначалась "для бороды и волос".
Фирма тратила огромные средства на рекламу. Выпускались открытки, например с видами Москвы, блокноты, календари и календарики, карандаши с логотипом фирмы. К новому, 1893 году фирма "Ралле" одной из первых среди российских предприятий выпустила специальный рекламный календарь. Описание этого календаря даже содержалось в пособии о том, как надо создавать рекламу, вышедшем в 1894 году: В начале ХХ века фирма "Ралле" расширила издательскую деятельность и стала издавать "Полную энциклопедию женских рукоделий" - периодическое издание, в котором рассказывалось о шитье, плетении кружев, давались рисунки кружев и вышивок. Большая часть материала представляла собой переводы из французских модных журналов. Не одну страничку «Полной энциклопедии женских рукоделий» мы обнаружили на крышке сундука. В хорошем состоянии оказалась только одна.
Огромный успех ожидал изделия фабрики Ралле на Всемирной выставке 1900 года в Париже - предприятие получило высшую награду Grand Prix.
Продукция Ралле в конце XIX - начале ХХ века была известна каждому жителю России. В ХХ веке традиции производства, основы которого были заложены в Москве французом Альфонсом Ралле, укреплялись. Фабрика была переименована в 1922 году в фабрику "Свобода", продукция которой была хорошо известна потребителю и любима им. Несколько поколений жителей России знают кремы "Детский" и "Тик-так", зубную пасту "Жемчуг", шампунь и кремы "Балет".