Найти в Дзене
Загадки деревень Колычевых
Населённые пункты, основанные в XVIII и XIX веках, как правило имели двойные, а то и тройные названия. Сёла получали официальное название по главному престолу церкви, деревни – назывались либо по названию населённого пункта, откуда были переведены первопоселенцы, либо по помещичьей прихоти. Так или иначе, путаница возникала в документах царских чиновников большая и разобраться в этом мог не каждый. В результате – названия по главному приходу церкви в селе прижились не везде. В итоге никто уже не...
3 дня назад
Колычевы в Балашовском уезде
Судьба древнего боярского рода Колычевых, как и Суровцевых, Енгалычевых и целого ряда других дворянских родов, на протяжении полутора веков тесно были связаны с Балашовским уездом Саратовской губернии. Согласно сведениям, род Колычевых на Руси вёлся от потомков Недрона, князя Гландо Камбила Дивоновича, сына князя Дивона, вышедших из Пруссии около 1280 годов. Уставший в битвах против рыцарей Тевтонского ордена (Крыжаков) и, побежденный ими, выехал с сыном своим и своими поданными к Великому Князю Александру Ярославичу Невскому, был назван во Святом Крещении Иоанном, а сын его Андреем...
3 недели назад
Из истории села Колычево
Интересна история села Колычёво. Селений с таким названием по всей России около 2-х десятков. Владельцами его были представители старинного боярского рода Колычевых. К началу XIX века эта ветвь рода пресеклась и их земельные наделы в Балашовском уезде Саратовской губернии перешли к наследницам по женской линии – Наталье Фёдоровне Боде (Колычевой) и Анне Петровне Боде (Колычевой). Владения были обширными – от Мокрого Карая до Хопра. В итоге новые владелицы была вынуждена с частью этого наследства расстаться, продать...
3 недели назад
Версия происхождения названия села Перевесинка
На территории Турковского района Саратовской области находится село Перевесинка, история которого уходит в 30-е годы XVIII века. Многие населённые пункты по соседству носят либо названия, образованные от имён собственных, либо от фамилий бывших владельцев. Самое интересное, что в том же XVIII веке и до почти ХХ века окончания в названиях писались на букву «А» (если это были деревни). Лунина деревня, значит это владение Лунина, Варварина – владение Варвары, Ольгина деревня – владение Ольги и т.д. А вот название Перевесинка немного выбивается из этого ряда...
1 месяц назад
Ещё раз об истории населённых пунктов. Без прошлого нет настоящего.
Многие материалы основания населённых пунктов, публикуемые на интернет ресурсах, подчас не имеют ничего общего с подлинными датами, а только вносят сумятицу среди читателей. Очень удивил материал, размещённый на сайте «Старый Саратов» Андрея Кулакова, который называется «Летопись земли саратовской с датами основания сёл, церквей, учреждений, и упоминаниями людей с этими событиями связанных». К тому же он был растиражирован и в социальных сетях «Одноклассники» и ВКонтакте, но уже в усечённом виде, в которых не обошлось без дополнительных ошибок...
1 месяц назад
Павловка: из истории деревенских фамилий
Первые фамилии на Руси появились ещё в XIII веке. Сначала ими обзавелись дворяне, а затем купцы и духовенство. В начале XIX века фамилии были введены для большинства подданных Российской Империи, в том числе и крестьян. Отмена крепостного права в 1861 году подстегнула этот процесс. В 1888 году Сенат издал специальный указ, в котором говорилось, что каждый житель страны обязан иметь фамилию, обозначение которой в документах «требуется по закону». Выполнение этого указа было проверено во время переписи населения России, состоявшейся в 1897 году...
2 месяца назад
Павловка: немного о владельцах деревни
Основателем деревни был потомок рязанских Давыдовых - Иван Алексеевич Давыдов (Довыдов). В каком году он получил землю на берегу Карая неизвестно. В материалах V ревизии записано, что «сельцо Павловка, порутчика Ивана Алексеева сына Довыдова с протчими». Кто эти «протчие» - не ясно. В материалах Генерального межевания (1801 г.) участок, где размещалось это имение, фамилия Давыдова почему-то написана карандашом. Фамилия Давыдова упоминается ещё и в д. Ильинке. Достоверно установлено, что женой Ильина была дочь Давыдова...
2 месяца назад
Павловка: из истории небольшой деревни на реке Мокрый Карай
На границе Саратовской области с Тамбовской, по течению р. Мокрый Карай, по обеим сторонам, ещё лет 50 назад располагались сёла, деревни, небольшие посёлки. Сейчас, от с. Красного Колена до с. Малое Щербедино осталось с. Марьино (Турковский район) и небольшие деревни с количеством жителей от 1 до 8. Населённые пункты по правому берегу располагались на расстоянии от нескольких сотен метров до 2-3 километров. Сселение деревень началось с середины 60-х годов прошлого века и завершается уже в 20-е годы нынешнего века...
2 месяца назад
Раскольники Балашовского уезда в конце XIX - начале ХХ веков.
С завидным постоянством в России появлялись «новые» религиозные течения: старообрядцы, старовера, духоборы, баптисты, молокане, хлысты и прочие. Православная церковь все эти толки и течения относила к раскольничеству. Борьба с ними велась с незапамятных, связанных ещё с реформой патриарха Никона, времен. Не стала исключением и Саратовская губерния, где как в большом котле варились православие, ислам, протестантизм, католицизм, иудаизм… Неудивительно, что Балашовский уезд тоже был поражён этой болезнью, так как находился на границе с Тамбовской губернией, «прародиной» молоканства...
2 месяца назад
Не хотел я этого писать сегодня... Я не музыкальный критик, не театральный. Я простой зритель, который хочет сидя в кресле смотреть добротные, качественные продукты отечественного телевидения. Не хочу делать категоричных выводов, но программа федеральных каналов была построена на классике советского кино. Сложилось такое впечатление, что лучше за последнее время не сняли. Предложить зрителю нечего! "Кавказская пленница", "Белые Росы", "Любовь и голуби", "Белое солнце пустыни"... Продолжать? Думаю, что все ясно и понятно. Федеральное телевидение получает часть финансирования из наших с вами налогов. Руководители рапортуют о многомиллионных проектах. Вот только зрителю нечего показать. Поэтому и приходится сетку вещания заполнять советской классикой, не стареющей и по сей день востребованной. Но больше всего возмутило праздничное шоу "Супер Стар". Такого не было так заметно в предыдущих сезонах. Впечатление о том, что ее авторы уже определили победителя и на мнение многомиллионной зрительской аудитории им просто наплевать. Они понимают, что пересекли невидимую грань, но продолжают гнуть свое: контракты подписаны, суммы гонораров определены... Мнение о Кудрявцевой, с ее "Вау" и "мурашами", самое негативное. Об этом не пишет только ленивый. И тут же - "несравненная", "дорогая"... Сегодняшнее шоу, не дожидаясь его конца, уже определило победителя, а собственно и двух финалистов. Не хочу искать первопричины всего этого, но сегодня точно не досчитались баллов Суханкина и Георгиади. За испорченный хит 70-х-80-х Челобанов получает чуть ли максимальный балл. Вы серьезно? Это совершенно другая "Звездочка", не похожая на ту нежность, о которой пели "Цветы". Ужас! Подсластили пилюлю для Манго. В следующем выпуске попрощаются с Минаевым и т.д. и т.п. Сценарий уже готов и менять его в угоду зрителя никто не станет. Хавайте пипл!
2 месяца назад
Кладбищенские тайны церквей (продолжение).
Продолжаем рассказ о захоронения в церковных оградах и на кладбищах бывшего Балашовского уезда. Среди этих захоронений встречаются не только дворяне, священники, дьяконы, но и мещане и крестьяне. Возможно, что их потомки до сих пор проживают в тех же местах. В 1867 г. тщанием коллежского регистратора Георгия Ивановича Соседова в селе Бабинки была построена деревянная однопрестольная Дмитриевская церковь. Престол был освящен во имя св. великомученника Дмитрия Солунского. Это тот случай, когда к церкви не были приписаны деревни...
4 месяца назад
Кладбищенские тайны церквей.
Не думал, что через несколько лет вернусь к теме церквей Балашовского уезда. Поводом для продолжения темы стали материалы о том, кто был похоронен в оградах церквей и на кладбищах в XIX веке. Традиция захоронений в церковной ограде христианских храмов весьма древняя. Практически любой старинный храм имеет либо сохранившиеся могилы, либо исторические свидетельства о более ранних захоронениях. Похоронены в них могли быть как священнослужители и благодетели прихода, так и их родственники, а также благотворители - люди, на деньги которых шло строительство, и особо отличившиеся личности...
4 месяца назад