Найти в Дзене

Шигирский идол – старше Стоунхенджа и ровесник Гебекли-Тепе

Оглавление

Один из самых роскошных памятников каменного века не только России, но и всего мира, хранится в Екатеринбурге, в Свердловском областном краеведческом музее. Это – Шигирский идол

Как его нашли

Случилось это в 1880 году, когда на Урале активно искали золото. Для того, чтобы добраться до золотоносных слоев, старателям нужно было пройти сквозь слой торфа. В Шигирском торфянике попадались самые разные предметы – каменные и деревянные орудия, обломки посуды, весьма крупные рыболовные крючки (глядя на них, понимаешь, что рыба в этих местах водилась нехилых размеров!). Все это рабочие собирали и сдавали начальству, поскольку уже тогда интерес образованные собиратели древностей недурно платили за такие находки. Большинство этих находок сейчас составляет «шигирскую коллекцию», и их тоже можно видеть в Свердловском областном музее. Так именно и был обнаружен идол. Он прекрасно сохранился, поскольку болотная среда довольно «дружелюбна» к дереву, но тысячелетия есть тысячелетия: идол был извлечен на поверхность в виде кусков разной величины. Эти куски были собраны и доставлены в Екатеринбург, где музеем тогда командовал человек по фамилии Лобанов. Он и сложил первую реконструкцию идола – двухметровую шагающую фигуру. В этот вариант вошли не все обломки. То, что не было использовано, к счастью, сохранили, сложив у ног шагающей фигуры.

Реконструкция  Лобанова (фото из открытых источников)
Реконструкция Лобанова (фото из открытых источников)

Довольно скоро, впрочем, эта реконструкция стала подвергаться критике, и археолог Толмачев собрал, наподобие пазла, из всех имеющихся фрагментов тот вариант, который и сейчас считается наиболее достоверным – доска, высотой 5 метров, увенчанная головой с хорошо сохранившейся личиной.

В 40-х годах прошлого столетия часть фрагментов были утеряны, и музейщики надеются, что когда-нибудь они «всплывут» при разборе запасников какого-нибудь музея или обнаружатся в какой-нибудь частной коллекции. Хорошо, что сохранились рисунки Толмачева и фотографии. По ним исследователи сегодня могут судить о том, как выглядели утерянные обломки.

Шигирский идол в экспозиции музея в Екатеринбурге (фото из открытых источников)
Шигирский идол в экспозиции музея в Екатеринбурге (фото из открытых источников)

Как определяли возраст идола

Определение возраста Шигирского идола – отдельная, очень увлекательная, и неоднократно описанная история. Сначала посчитали, что его возраст около 3 тысяч лет, то есть, изготовлен он был уже в железный век предками манси. В 1997 году ученые предприняли первую попытку научной датировки с применением современных методов. Результат был сногсшибательный – возраст идола оценили примерно в 9,5 тысяч лет назад. Но наука на месте не стоит, на смену традиционному радиоуглеродному методу приходят другие, более точные. В 2014 году совместно с немецкими учеными российские исследователи провели новую экспертизу. И тут оказалось, что идол еще старше: его возраст оценили в 11,5 тысяч лет. С тех пор и стали говорить, что Шигирский идол – древнейшая из известных науке деревянная скульптура.

Кстати говоря, последняя экспертиза рассказала много интересного о дереве, из которого был изготовлен идол. Это лиственница, которой к тому моменту, как ее срубили, было 159 лет. В первые годы своей жизни она очень страдала от недостатка света – видимо, росла в довольно густом лесу – потом жизнь ее наладилась, и к моменту, когда она понадобилась людям, это было уже могучее дерево.

Как был создан идол?

Исследователи Шигирского идола – археологи С. Н. Савченко и Г. М. Жилин – провели огромную работу по определению того, какими инструментами был создан идол, и что означают орнаменты, обильно покрывающие пятиметровую доску со всех сторон.

Эпоха создания идола – мезолит, средний каменный век. Эпоха ледника осталась позади, изменился климат, ландшафт (он стал, в общих чертах, таким, каким является и сейчас), жизнь стала совсем другой. А с изменением условий жизни происходит и слом духовной сферы, появляются новые представления, верования, меняется, так сказать, идеология. (Мы все пережили это относительно недавно, поэтому можем отдаленно представить себе умонастроения древних охотников, у которых кончились мамонты и пришлось учиться ловить рыбу – эти слова прошу расценивать как шутку, я отлично понимаю, что не все так прямолинейно!). Подробнее об эпохе мезолита написано у меня тут.

Видимо, именно эта самая смена идеологии и толкала людей на создание разнообразных культовых объектов. В далекой Турции люди, стоящие на пороге неолита и перехода к земледелию, но еще не земледельцы, создали впечатляющий памятник, который сегодня называется Гебекли-Тепе.

А в лесах, покрывающих склоны Уральских гор почти в это же самое время охотники и рыболовы предприняли в известной мере не менее титанический труд. Они нашли могучую лиственницу – а дерево такого возраста может вырасти до 20 и более метров и иметь до 2 метров в диаметре – срубили его при помощи каменных топоров и при помощи каменных же орудий вытесали доску. Именно срубили, а не использовали уже лежащий, сухой ствол. Г. М. Жилин провел детальное трасологическое исследование (трасология – наука о том, какие следы оставляет на материале то или иное орудие) и выяснил, что дерево было свежим, когда его обрабатывали, сухая древесина дает совершенно другую картину. Рот идола сделали, используя инструмент, наподобие ложкаря, которым вырезают деревянные ложки. Только ложкарь этот был кремневый. А глаза вырезали, как считает Жилин, инструментом из бобрового резца. В самом деле, чем еще обрабатывать дерево, как не зубами бобров?

Голова идола (фото из открытых источников)
Голова идола (фото из открытых источников)

Затем всю доску покрыли орнаментом, вырезав еще 6 личин. Орнамент довольно простой, по большей части это перекрещивающиеся или параллельные линии. Но, тем не менее, по мнению С. Н. Савченко, эти простые узоры говорят о довольно сложной картине мира, существовавшей у лесных охотников Урала. Тут усматриваются намеки на трехчастную (нижний мир, средний и верхний) картину мира. Или на двухчастную – мир живых, и мир мертвых и духов. Волнистые линии Савченко интерпретирует, как изображение воды, что-то похожее на силуэт птицы считает знаком воздушной стихии. Среди личин она выделяет мужскую и женскую, личины воздуха и воды, личину мира животных. Разумеется, это все не более, чем предположения, но в любом случае, богатая орнаментация идола свидетельствует о сложных религиозных представлениях древних уральцев.

Только представим себе, сколько времени и сил заняло создание этого идола. Сообщества, которыми тогда жили, были немноголюдны, хорошо если десятка два людей, из которых примерно половина женщины, ребятишки и старики. Они нашли время и свободные руки, чтобы создать эдакую махину. Это говорит о вполне развитом культе. Кроме того, в «скелетном» рисунке на «туловище» идола исследователи усматривают свидетельство того, что у создателей идола был в ходу шаманизм. А это уже довольно сложное мировоззрение.

прорисовка орнаментов на идоле (фото из открытых источников)
прорисовка орнаментов на идоле (фото из открытых источников)

Кто были эти люди? По всей вероятности, далекие предки современных уральских народов, именно в среде которых сформировался протоуральский язык. Тот самый, который лег в основу языков современных ханты, манси, и многих других, а также финнов и венгров.

Реплика Шигирского идола (не очень точная) из музея-заповедника "Аркаим" (фото автора)
Реплика Шигирского идола (не очень точная) из музея-заповедника "Аркаим" (фото автора)

Идол простоял на берегу реки или озера примерно лет 30 или 40. А потом рухнул в воду, и его затянуло илом, который со временем стал торфом. Из которого, с глубины 4 метра его извлекли старатели.

… И напоследок полюбуемся на Шигирского идола еще раз. Он завораживает.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилось, ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал, здесь всегда много интересного!

Буду благодарна за все комментарии и замечания, особенно критические.