В культуре чукчей и некоторых других северных народов существует явление добровольного суицида, когда человек, и без того живущий в сложных условиях, просит своих близких убить его в случае болезни или депрессии. Обычай этот всегда шокировал русских, считавших жизнь, дарованную Богом, священной.
Объяснения дикой традиции давали самые разные: одни ученые считали, что это прямое следствие языческих верований чукотского народа, по которым умерший не своей смертью чукча отправляется на небо, к звездным предкам-онгонам (духам). Другие считали это проявлением «необходимой жестокости», позволяющей людям выжить в нечеловеческих, суровых условиях севера.
Но некоторые этнографы и археологи предполагали, что подобное поведение может быть свидетельством существования в древности у чукчей культа бога смерти. В этом случае добровольное самоубийство можно рассматривать не как исход из этого мира, а как жертву, приносимую жестокому божеству, чтобы его задобрить.
Находки на Авдеевской стоянке
Идею о связи между богом смерти – Аргусом и традицией добровольного самоубийства у чукчей в работе «Три очерка о зооморфных образах из Авдеево» высказал историк Артур Артурович Чубур. В очерке «Неусыпный страж или Снежный Аргус» он рассказывает о необычных находках, совершенных археологами на стоянке древних людей «Авдеево».
Эта стоянка, датируемая XX тысячелетием до нашей эры, находится в 35 км от Курска на берегу реки Сейм. Стоянку открыли в 1941 году, а в 1946 году здесь были совершены первые раскопки. Советские археологи нашли в Авдеево две стоянки, большое количество костей мамонта и других животных, оружие и предметы искусства: статуэтки из бивня мамонта и костей волков и из камня ‒ мергеля и песчаника. Фигурки изображают женщин-прародительниц, мамонтов. Тут же были найдены и украшения древних охотников – браслеты, диадемы из мамонтовой кости и ожерелья и подвески из зубов хищных животных.
Чубур обращает внимание на целую серию находок, известных под общим названием «лопаточки с навершием». Эти изделия сделаны из расщепленных ребер мамонта и представляют собой подобие лопаточки с резным навершием – на зауженном конце вырезаны фигурки, сочетающие в себе признаки животного и женщины, которые имеют по четыре глаза – глухих или сквозных.
Кто ты, четырехглазый страж?
Историк предполагает, что четырехглазое мифическое существо имеет древнее происхождение. В индо-иранской мифологии по четыре глаза имеют мифические охранники-собаки, сопровождающие бога смерти Яму. Их называют сарамеи, они сопровождают души людей в страну мертвых.
В скандинавских мифах четырехглазый пес Гамр охраняет пещеру, ведущую в страну мертвых, а в греческой мифологии встречается пес Орфс – старший брат Цербера. У него четыре глаза, и он тоже сторожил Аид, но был убит Гераклом. Орф имел две головы и четыре глаза. И в этом контексте, детская поговорка «У кого четыре глаза, тот похож на водолаза», начинает приобретать иной, зловещий смысл.
Четырехглазые существа встречаются и у славян – в белорусском фольклоре существуют два мифических пса-привидения Ставр и Гавр, которые сопровождают родоначальника Бая.
О том, что догадка историка верна, может говорить факт находки в Авдеево особенной лопатки с двумя навершиями, изображения на которых имеют только по две пары глаз.
Поскольку 22 тысячи лет назад на территории Центральной России и в Европе еще не было одомашненных собак, Чубур предлагает поискать образ четырехглазого существа в древнейших мифах исчезнувших цивилизаций. И оказывается, что четырехглазое существо изначально было не собакой, а злобным хищным демоном. В шумеро-аркадской мифологии можно встретить полульвов-полуженщин, охраняющих границу миров между живыми и мертвыми. Их называли урудимму – «адские псы», они имели львиные головы и человеческие тела.
При ближайшем рассмотрении лопаток из Авдеево стало ясно, что существа, изображенные на них, больше похожи на львов или даже на росомах, чем на собак.
Чукотка – рядом
Но при чем здесь чукчи?
Оказывается, и у них в фольклоре встречаются двухголовые, а значит и четырехглазые сторожа-тивычгыны. Они не только охраняют вход в страну темноты-ночи, но и сидят на страже жилищ, останавливая на входе злых духов кэлё, и говоря им о том, что они не знают, где вход. «Сам ищу, быть может, с другой стороны яранги, сходи, там поищи», — обманывают они демонов. При этом сторож яранги может быть един в двух лицах и приходиться братом самому себе. То есть действительно иметь четыре глаза.
Тивычгыном также в обиходе называется специальная «выбивалка» снега – ее делают из расщепленного оленьего рога. Каждый чукча имеет свою снеговыбивалку и постоянно носит ее за поясом. Предмет этот как нельзя более похож на лопатки с навершиями с Авдеевской стоянки – с одной стороны у него расширение, а с другой – зауженная рукоять, которую чукчи украшают изображениями.
Как указывал этнограф Владимир Германович Богораз, сну чукотской семьи предшествует ритуал выбивания снега – снег и сырость внутрь яранги заносить нельзя, поэтому каждый член стойбища в течение получаса тщательно выбивает снег из одежды и с обуви. А ночью колотушки, которые по-чукотски называются «имеющие лица» ставят у входа – как обереги. На рукоятях приспособлений действительно изображают либо головы людей, либо собачьи головы, в которых якобы и живут духи-охранители владельца.
То есть предназначение лопаточек с Авдеевской стоянки может быть не только сакральным, но и утилитарным – они могут играть роль колотушек для выбивания снега из одежды, сшитой из шкур. В свою очередь, мифологическая схожесть изображений на лопаточках из Авдеево и наверший чукотских выбивалок для снега наводит на мысль, что и у чукч мог существовать древний культ бога смерти, отголосками которого и являлись еще недавно практиковавшиеся добровольные самоубийства.
Чубур высказывает еще одну интересную мысль – по его предположениям колотушка для шаманского бубна есть не что иное как эволюционировавшая лопаточка для выбивания снега.
Обыватель может возразить ученому – мол, где Индия и Иран, а где Чукотка. Но последние генетические исследования ископаемых останков древних людей говорят о том, что Сибирь была прародиной не только азиатских народов и индейцев, но и европейцев. Об этом говорится в статье датских геогенетиков Эске Виллерслева и Маанаса Рагхавана «Двойное происхождение коренных американцев», опубликованной в 2009 году в журнале Nature .