Ни для кого не является секретом, что руководители практически всегда получают большую заработную плату, чем остальные сотрудники. Но в разных компаниях и организациях эта разница может быть совершенно разной (такая вот тавтология). Я уже как-то писал про пекарню, где сначала все получали одинаковую сумму, а потом и вовсе перешли на систему, где каждый берет столько денег, сколько ему надо.
В государственных учреждениях эта разница между руководством и низовыми работниками регламентирована законом. Предельное соотношение зарплаты руководителей и главного бухгалтера с зарплатой других работников для учреждений федерального уровня сегодня определяется как кратное в пределах от 1 до 8.
Для внебюджетных фондов в отношении председателей может быть установлено соотношение, кратное от 1 до 10, в отношении их замов и главных бухгалтеров – кратное от 1 до 8. Указанные показатели приведены в Постановлении Правительства РФ от 2021 года №1259.
Это в государственных учреждениях. В коммерческих же предприятиях такого законодательного регулирования нет и общества сами вольны регламентировать этот процесс по своему усмотрению. Исследование Института экономической политики, базирующегося в Вашингтоне, округ Колумбия, проведенное в 2019 году, показало интересную картину.
Основные моменты исследования
Руководители крупнейших американских компаний зарабатывают сегодня гораздо больше, чем в середине 1990-х годов, и во много раз больше, чем в 1960-х или в конце 1970-х. Они также зарабатывают гораздо больше, чем обычный рабочий, и их зарплата растет гораздо быстрее. С 1978 по 2018 год вознаграждение генерального директора выросло на 1007,5%, значительно опередив рост фондового рынка S&P (706,7%) и рост заработной платы очень высокооплачиваемых работников (339,2%). Для сравнения, заработная плата типичного рабочего выросла всего на 11,9%. Заметим, что речь идет о показателях в долларах США, а не в рублях. Важно отметить, что рост заработной платы генерального директора отражает не рост ценности навыков, а скорее использование СЕО своей власти для установления собственной заработной платы. И эта растущая власть наверху стала движущей силой роста неравенства не только в США, но думаю, и по всему миру. Фактически, это можно назвать ростом наглости, а не трудового вклада или способностей.
Отношение заработной платы генерального директора к средней заработной плате работников, составляло 121 к 1 в 1995 году, 58 к 1 в 1989 году, 30 к 1 в 1978 году и 20 к 1 в 1965 году. В 2019 году это соотношение составляло 278 к 1. Средняя зарплата руководителей 350 крупнейших компаний США в 2018 году составила $17,2 млн.
Даже если сравнивать не с рядовыми сотрудниками, то...
Изменение соотношения вознаграждения генерального директора и топа-0,1% самых высокооплачиваемых сотрудников(1989-2018 гг.). Поясню, что такое топ 0,1%. Например, в компании 10 тыс сотрудников. Топ 0,1% - это 10 самых высокооплачиваемых сотрудников такой компании. Так вот, за последние три десятилетия вознаграждение руководителей компаний, росло гораздо быстрее, чем у других высокооплачиваемых работников (топовые 0,1%, или те, кто зарабатывает более 99,9% наемных работников). Вознаграждение генерального директора в 2017 году (последний год, за который имеются данные о лучших наемных работниках) было в 5,40 раза больше, чем заработная плата лучших 0,1% наемных работников, в 1979 году этот показатель был 3,18. Один только этот прирост заработной платы эквивалентен заработной плате более чем двух очень высокооплачиваемых работников. Тот факт, что вознаграждение генерального директора выросло намного быстрее, чем зарплата топ-0,1% наемных работников, указывает на то, что рост вознаграждения генерального директора не просто отражает конкурентную гонку за навыками (“рынок талантов”), которая также увеличила ценность высокооплачиваемых профессионалов: скорее, растущая разница между генеральными директорами и топ-0,1% наемных работников предполагает рост существенной экономической ренты в вознаграждении генерального директора (доход, не связанный с соответствующим ростом производительности). Компенсация генерального директора, по-видимому, отражает не большую производительность руководителей, а способность руководителей извлекать выгоду себе. Следовательно, если бы руководители компаний зарабатывали меньше или облагались большими налогами, это не оказало бы негативного влияния ни на объем производства, ни на занятость.