Проблемы развития предпринимательского сектора представляются в настоящий момент весьма актуальными, особенно в эпоху трансформации традиционных представлений о ведении бизнеса, связанной с развитием и внедрением процессов цифровизации во все сферы жизнедеятельности человеческого общества. Формирование нового типа экономического развития, обусловленного созданием принципиально новых инструментов и возможностей, вызывает необходимость всестороннего переосмысления как правовых, так и экономических аспектов предпринимательской деятельности [1].
Цифровая экономика – это определенная хозяйственно-экономическая деятельность, связанная с цифровыми компьютерными технологиями и их внедрением в производство товаров и услуг.
Цифровизация экономики является одной из ключевых государственных задач. Примером цифровой экономики может послужить абсолютно любая экономическая деятельность, осуществляемая через интернет. Цифровым можно назвать предприятие, которое полностью или же частично переносит в онлайн всю свою деятельность. Кроме того, если предприятие или компания реализует через электронные технологии такие функции, как управление, контроль бизнеса, логистика, маркетинг, предоставление услуг или доставка товаров, то такую компанию или предприятие можно отнести к тем, что формируют электронную экономику.
Также не менее важной задачей государства является развитие предпринимательства в условиях современной экономики, то есть в условиях цифровой экономики. В сфере предпринимательской деятельности цифровизация повлияла на обеспечение производства ресурсами, транзакционные и производственные издержки, которые в условиях цифровой экономики либо снижаются, либо исчезают, на способы организации и ведения предпринимательской деятельности и на маркетинговые стратегии. Кроме того, цифровая экономика вызвала глобальные проявления сетевого эффекта [2, c. 39]. Сетевой эффект подразумевает, что полезность товара или услуги одного пользователя будет зависеть от количества других пользователей. Так, чем больше в современном мире владельцев смартфонов, тем более полезным становится участие в сети каждого его пользователя [3].
Помимо этого, цифровизация влияет и на конкуренцию. Представим ситуацию, как две конкурентные фирмы объединились на цифровой платформе «Instagram» и стали обмениваться информацией, что привело к идее коллаборации этих фирм. Таким образом, из-за процесса цифровизации экономики конкурентные фирмы стали партнерами. С другой стороны, внедрение ноу-хау может повысить конкуренцию на рынке. Так, например, у современных стартапов, т.е. только появившихся фирм или еще бизнес-проектов, перед традиционными фирмами будет преимущество, ведь у начинающих предпринимателей есть доступ к глобальным цифровым программам для проведения исследований, разработки новой продукции, осуществления различных программ маркетинга для быстрых продаж и распространения товаров. В такой ситуации традиционные компании сталкиваются с «конкурентным подрывом» [4].
Но предпринимателю мало просто иметь доступ к глобальным цифровым программам, во многом успех и полезность от их использования зависит от креативности самого предпринимателя или его сотрудников. То есть в условиях цифровой экономики важным фактором является именно творческий капитал, за счет которого и происходит обогащение предпринимателей в условиях современной экономики.
В цифровой экономике развивается новая организационная структура бизнес-системы из цепочки блоков (блокчейн). Главным ее преимуществом является децентрализация, благодаря которой платежи перемещаются в глобальном пространстве мгновенно и прозрачно, что значительно сокращает организационные, операционные и административные расходы. Блокчейн позволяет сократить персонал компании до небольшого количества внутренних специалистов, используя необходимых работников удаленно [5].
Цифровое пространство обеспечивает быстрое и квалифицированное принятие решений, поэтому многие учреждения изменяют свою организационную форму. Электронный код не подвержен влиянию человеческого фактора. Применение технологии блокчейна помогает решить проблему киберпреступности, являющейся глобальной задачей, которая должна решаться государствами всего мира [6].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бизнес-среда компании по мере ее перехода к цифровым технологиям только улучшается, ведь их использование облегчит работу организации за счет снижение операционных издержек и создания дополнительных источников прибыли и конкурентных преимуществ.
Развитие предприятия в условиях цифровизации экономики продемонстрировала международная научно-консалтинговая компания ALTIMETR, которая занимается изучением мирового рынка информационных технологий и телекоммуникаций. Она выделила шесть этапов «цифровой трансформации» компании.
Первый этап называется «Business as usual» (бизнес как обычно). Он характеризуется функционированием компании в штатном режиме, т.е. без изменений. Организации работают как обычно, используя те же бизнес-модели и технологии, считая, что все это не потеряет актуальность в цифровую эпоху.
На втором этапе, который носит название «Present and active» (присутствуют и активы), в компании происходят следующие процессы:
· Проведение экспериментов;
· Повышение цифровой грамотности и креативности сотрудников;
· Активное взаимодействие с клиентами;
· Организация бизнес-процессов.
Третий этап включает в себя системное проведение экспериментов и разработку перспективных направлений деятельности, а также на данном
этапе в бизнесе появляются новые ресурсы и технологии. Этот этап носит название «Formalized» (формализованный).
Четвертый этап называется стратегическим, или «Strategic». Отдельные группы признают силу в сотрудничестве для научных исследований и работы. Поэтому на данном этапе «цифровой трансформации» компании возможны коллаборации компаний с научными центрами, а также проведение стратегических исследований и разработка инвестиционных проектов.
Следующий этап, «Converged» (конвергированный), подразумевает формирование новой инфраструктуры организации и разработку стратегии компании и операционной модели, основанной на бизнес- и клиенто-ориентированных целях.
И шестой, заключительный этап приобщения компании к цифровой экономике носит название «Innovative and adaptive», что в переводе «инновационные и адаптивные». Данному этапу характерно:
- Создание новой экосистемы;
- Применение бизнес-процессов и бизнес-моделей для апробации цифровых технологий и тенденций рынка в проектах;
- Масштабирование [7].
Существуют определенные критерии, характеризующие предприятие как вовлеченное в цифровую бизнес-среду:
1. Применение инновационных стандартов цифровой связи;
2. Применение онлайн-коммуникаций в работе и при предоставлении товаров и услуг;
3. Создание условий для обеспечения информационной безопасности;
4. Поиск новейших методов управления информационными потоками и знаниями в цифровых системах.
В Российской Федерации, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, положение малого и среднего бизнеса улучшается, эти субъекты активно вкладывают средства в создание новейших каналов взаимодействия с клиентами с применением цифровых технологий, так как все большее количество потребителей каждый день используют мобильные телефоны либо компьютеры для получения услуг мгновенно. Внедрение цифровых систем и моделей позволяет эффективно использовать и управлять производственными ресурсами, несмотря на увеличение числа контрагентов и ассортимента товаров и услуг, усложнение бизнес-процессов. Конкурентным преимуществом компании является владение цифровыми активами, следовательно, уровень конкурентоспособности организации определяется степенью ее цифровизации.
Таким образом, невозможность современного бизнеса адаптироваться к новым требованиям цифровой экономики, формирует его неконкурентоспособным и риск вытеснения с рынка. Менеджмент предприятий должен внедрять современные бизнес-стратегии, основанные на применении IT и цифровых связей между участниками, развивать взаимодействие с клиентами, опирающееся на цифровые технологии, своевременно реагировать на изменения в IT-среде и применять их для повышения конкурентоспособности.
Список литературы:
1. Особенности развития предпринимательского сектора в условиях становления цифровой модели экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lawjournal.ru/files/pdf/201811/201811_51.pdf
2. Сафрончук М.В. Влияние цифровой трансформации на бизнес и деловую среду // Цифровая экономика №2 том 3, февраль 2018. – С. 39 .
3. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сетевой_эффект
4. Безновская В.В. Развитие предпринимательства в условиях цифровой трансформации экономики / В.В. Безновская, Н. В.
Коваленко // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2020. – № 1(23). – С. 14.
5. Влияние цифровой трансформации на бизнес и деловую среду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/f41/vliyanie-cifrovojtransformacii-na-biznes-i-delovuyu-sredu.pdf
6. Шпилькина, Т.А. Применение блокчейн-технологий в бизнес-среде / Т.А. Шпилькина, М.А. Жидкова, Е.С. Вилочкова // В сборнике: Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности. XII Международная конференция и X Международный конкурс научных и научнометодических работ. – 2019. – С. 129–131.
7. Петров Д.С. Стадии цифровой трансформации предприятия [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/smirn/Downloa