В текущем году вводится в действие впервые разработанный проект «Евразийское курортное кольцо». Его реализация обеспечит комплексное развитие курортно-туристической инфраструктуры в ЕАЭС-регионе с освоением его разнообразных лечебных ресурсов. Не сбрасываются со счетов и финансовые выгоды стран Союза при реализации столь комплексного проекта.
Презентация проекта состоялась 15 июня с. г. на Всероссийском форуме «Здравница-2021». Отмечено, что его окупаемость и в целом эффективность впрямую зависят от скоординированности как ценовой политики стран-участниц в их курортной сфере, так и страновых проектов по развитию инфраструктурного обеспечения «Евразийского курортного кольца».
Речь идет о координации экспертной, финансовой, цифровой и нефинансовой поддержки участников отрасли санаторно-курортного лечения и отдыха стран ЕАЭС. Профильные структуры по реализации проекта с российской стороны – Национальная курортная ассоциация и оргкомитет конкурса «Регионы-устойчивое развитие»; с казахстанской – Национальная курортная ассоциация. Со стороны Кыргызстана в проекте участвует Ассоциация национальных курортов, от Белоруссии – Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения. Армения пока не определилась со своим участником-партнером в рамках данного проекта.
Общее количество курортно-туристических объектов и ассоциированных участников проекта превышает 4,2 тыс. организаций. Но пока не имеется официальной информации о том, будут ли обладать реальными полномочиями вышеупомянутые профильные структуры стран ЕАЭС, например по согласованию и (или) совместному регулированию курортных расценок.
Директор Центра развития ЕАЭС Александр Мундт уточнил, что евразийское партнерство в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха «структурировалось нами в рамках запроса от бизнес-сообщества, пострадавшего от антипандемических ограничительных мер». Что же касается межгосударственной поддержки проекта, она, по словам эксперта, распространится на все сферы курортно-туристической отрасли стран Союза. Однако А. Мундт не пояснил, идёт ли речь о конкретной программе развития этой отрасли в ЕАЭС-регионе или о финансировании сугубо национальных программ по её развитию.
Впрочем, Анна Беличенко, глава оргкомитета конкурса «Регионы-устойчивое развитие» (РФ), внесла некоторую ясность в эти вопросы: одна из задач «Евразийского курортного кольца» (ЕКК) – это «повышение качества проектного управления и доступности проектного финансирования». В свою очередь, глава Национальной курортной ассоциации (РФ) Александр Разумнов уточнил, что в рамках проекта предусмотрена взаимопомощь в привлечении финансирования «для технологической модернизации санаториев и пансионатов – в рамках «единого окна» – на территории стран ЕАЭС».
Всё же для предотвращения хаотичного развития курортной сферы стран Союза представляется целесообразным именно «закольцевать» евразийский курортный проект сообразно с его названием. Точнее целесообразна разработка сезонных/ежегодных балансов внутрисоюзного спроса-предложения на конкретные виды курортного лечения, видов туризма (оздоровительный, познавательный, экологический) и туристических маршрутов. Иначе имеется риск, что новые курортно-туристические мощности, создаваемые вне таких балансов, окажутся незаполненными и, значит, нерентабельными.
Кстати, свежий тому пример: отчёт Счетной палаты РФ (май с. г.) по экономическому развитию Северного Кавказа за истекшие 5 лет. Отмечено, что массированные инвестиции в курортные, особенно горнолыжные, кластеры региона не окупаются, в том числе из-за отсутствия исследований по спросу на эти кластеры. Хотя такими исследованиями должны сопровождаться любые инфраструктурные и в целом экономические проекты.
В то же время природные курортно-лечебные ресурсы стран ЕАЭС освоены, по многим профильным оценкам (2017-19 гг.), самое большее на 40%. В том числе в РФ – не более чем на 60%, в Казахстане – максимум на 50%, Кырзызстане – максимум на треть, а в Армении – более чем на 60% (ввиду избытка бальнеологических курортов и ресурсов на ограниченной территории страны). Зато в Белоруссии этот показатель – не ниже 80%, благодаря растущей государственной поддержке здравоохранения и курортно-туристической сферы этой страны.
Поддержка включает в том числе субсидирование цен на лечение и отдых на курортах Белоруссии как для её граждан, так и для иностранцев; продуманную (а не «шапкозакидательскую») рекламу белорусских лечебно-туристических объектов.
Примечательно, что опыт именно такой рекламы в последние годы перенимают в Поволжье, российском Северо-Западе, Нечерноземной и Черноземной зонах Европейского региона РФ, что способствует росту заполняемости ряда местных курортов.
Материальный аспект в поощрении внутреннего туризма не менее актуален. Как отмечалось на одном из недавних семинаров в ТПП РФ по развитию внутреннего туризма, российская практика возвратности 20% средств, затрачиваемых россиянами на отдых в РФ, целесообразно распространить на все страны ЕАЭС. То есть имеется в виду 20%-ная возвратность средств на отдых граждан одной страны Союза в другой стране ЕАЭС.
Но для реализации этого подпроекта наверняка потребуется объединенный союзный фонд субсидирования внутреннего отдыха/туризма. А во избежание диспропорций в объемах таких («возвратных») платежей востребован единый ценовой коридор по путевкам на отдых и лечение в странах Союза. Если точнее, соответствующие цены должны быть одинаковыми или хотя бы взаимно схожими при пересчете по курсам национальных валют стран ЕАЭС.
В свою очередь, этот вопрос решается двумя путями: первый, если турагентства будут взаимно согласовывать свои расценки на туры в регионе Союза, и второй – если при создании для ЕКК межгосударственного пула турагентств их расценки будут согласовываться/регулироваться на межгосударственном уровне. Второй вариант представляется наиболее действенным, если речь идет об интеграционном стимулировании внутреннего туризма. И, соответственно, о скоординированном развитии курортно-туристической сферы ЕАЭС.
Очевидно и то, что нужна 100%-ная идентичность медицинской документации в странах Союза – во всяком случае, в той её части, где прописываются рекомендации по конкретным видам санаторно-курортного лечения. Это тоже поспособствует большей заполняемости курортных объектов в ЕАЭС-регионе.
Также немаловажен вопрос о стоимости транспортного сообщения. Известно, что в пассажирских перевозках между Россией и большинством стран экс-СССР цена, например, железнодорожных билетов (особенно в высококомфортных вагонах) на 10-25% ниже в обоих направлениях, если покупать билеты в тех странах. Такая ситуация сохраняется со второй половины 90-х, что, разумеется, затрудняет «ближний» туризм. Но будут ли совместно регулироваться расценки на транспортное сообщение с курортно-лечебными объектами (и в обратном направлении) в ЕАЭС-регионе – пока неясно.
Словом, успешное формирование «Евразийского курортного кольца» зависит от многих взаимосвязанных друг с другом факторов. Понимание этой взаимозависимости – пожалуй, главное условие полноценной реализации проекта ЕКК, давно востребованного в Евразийском союзе.
Оригинал статьи размещен здесь