16 мая 1802 года император Александр I подписал рескрипт о создании благотворительного общества. Эта организация должна была помогать беднякам, больным, сиротам, вдовам – в общем, страждущим "без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости". Спустя двенадцать лет, 28 июня 1816 года, это учреждение стало Императорским Человеколюбивым обществом – самой известной благотворительной организацией Российской империи.
"Несчастные жертвы ожесточенного рока"
Создавая общество, Александр I преследовал две цели. Император понимал, что обыкновенная милостыня не решает проблему бедности, а только привлекает охотников за легкими деньгами. По-настоящему нуждающимся людям требовалась серьезная, а главное – систематическая помощь. Александр I надеялся, что члены организации сумеют
"...не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут".
Таким образом, общество должно было и помогать, и воспитывать своих подопечных.
Наконец, ссылаясь на заграничные примеры, император замечал, что такое доброе и богоугодное дело, как помощь ближнему, пойдет на пользу и самим благотворителям. В будущем он видел перспективы для создания целой сети филантропических организаций.
"Чтобы показать, как близки сердцу моему несчастные жертвы ожесточенного рока, беру под особливое покровительство свое как утверждаемое в здешней столице благотворительное общество, так и всякие другие".
Изначально общество не имело определенного названия. В него вошли 17 человек, в основном дворяне и богатые купцы, чьи средства и составили первоначальный капитал. При этом император назначил только первых трех членов, а они выбрали остальных участников общества. Александр I лично пожертвовал новообразованному комитету 24 тысячи – немалые деньги по меркам начала XIX века. Кроме того, комитет получил 15 тысяч рублей, а затем – по 5400 рублей субсидии в год. Но основу бюджета общества составляли частные пожертвования – и от его членов, и от других лиц.
Бесплатные лекарства и "полный пенсион"
Члены Благотворительного (или Филантропического) общества немедленно приступили к делу – ведь их работа была подотчетна самому монарху. Для начала они создали Медико-филантропический комитет, который занялся организацией лечения для бедных горожан. В него вошли самые известные петербургские врачи. Уже к 1804 году в разных частях Петербурга были устроены лечебницы для неимущих, где любой больной мог получить медицинскую консультацию и даже бесплатные лекарства. Для тяжелобольных организовали посещение и лечение на дому, кроме того, им приносили еду и медикаменты. Были устроены три больницы для заразных пациентов. Открывались своеобразные «пункты» родовспоможения – на них дежурили акушерки, принимавшие женщин всех сословий. Бедняков впервые стали обслуживать зубные врачи, а в открытой в 1806 году лечебнице даже имелся офтальмолог.
Активно действовал Попечительный комитет, образованный в 1805 году. Его члены должны были сами отыскивать бедных «большею частию в отдаленных и не проезжих местах города живущих». Задача благотворителей состояла "в разведывании о состоянии и поведении… и в составлении не только денежного подаяния, но и других пособий, особенно больным необходимых". Участники комитета начали регистрировать обратившихся к ним горожан. При этом старались выяснить, действительно ли эти лица нуждаются в помощи.
Комитеты помогали бедным не только финансово, но и юридически. С 1810 года все прошения о назначении пенсий и пособий перенаправлялись в общество. На выплату пособий из государственного бюджета было выделено еще 43 тысячи рублей ежегодно. При этом члены комитетов жалования не получали.
"Для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых..."
В 1812 году оба комитета получили общую канцелярию, а два года спустя организация была преобразована. 28 июня 1816 года новое учреждение получило название – "Императорское Человеколюбивое общество".
Теперь у Общества была новая структура – его члены голосованием избирали Совет из 11 человек, распоряжавшийся финансами и подотчетный императору. Заведовал Обществом главный попечитель. Медико-филантропический и Попечительный комитеты остались самостоятельными организациями в составе Общества.
Общество вскоре обзавелось уставом, в котором перечислялись его цели:
1. Для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам неспособных;
2. Для воспитания сирот и детей бедных родителей;
3. Для доставления неимущим, кои в состоянии работать, приличных упражнений, снабжая их материалами, собирая обработанные ими изделия и сбывая оные в их пользу.
В 1816 году появился еще один комитет – по ученой части. Его члены переписывались с зарубежными коллегами, перенимая их опыт. Общество начало издавать ежемесячный журнал и занялось пропагандой благотворительности. Это привело к притоку вспомоществований: помещики нередко жертвовали или отписывали по завещанию свои имения с крепостными крестьянами, а купцы – торговые предприятия. Оброки крестьян и доходы с лавок шли в фонд Общества, а каменные дома, переданные в дар, принимали в своих стенах благотворительные учреждения.
Квартира, стол и уроки музыки
К 1825 году в Петербурге было уже десять домов призрения, воспитательных учреждений и приютов, основанных Обществом. Строились новые больницы для бедных, появился институт для слепых, было создано убежище для женщин-инвалидов ("Дом убогих"). Общество занялось вопросами образования детей бедняков: открывались школы, гимназии и интернаты для девочек и мальчиков, в которых им преподавали разные науки и готовили к занятиям каким-либо ремеслом. Бедные горожане могли питаться в дешевых столовых Общества и снимать принадлежащие ему недорогие комнаты и квартиры. "Студенты" Общества получали не только самые необходимые навыки: так, в Институте слепых был создан большой оркестр.
На деятельность Общества из государственного бюджета отпускалось ежегодно по 149 882 рубля и 3 копейки ассигнациями. Примерно такую же сумму Общество получало от частных благотворителей. Большие пожертвования традиционно делали императрицы, начиная с матери Александра I Марии Федоровны и его супруги Елизаветы Алексеевны. Дамы из императорской семьи лично участвовали в создании приютов, школ и домов призрения, особенно женских.
"Возлюби ближнего, как самого себя"
В конце правления Александра I филиалы Общества появляются в других городах России – Москве, Казани, Воронеже, Уфе и так далее. Продолжали открываться благотворительные учреждения, а для обеспечения и надзора за их деятельностью в середине XIX века были созданы еще два комитета – Хозяйственно-технический и Учебный. В Петербурге работа Общества была особенно успешной: так, в 1850 году открылась большая Максимилиановская лечебница для приходящих больных, которая существует по сей день.
Деятельность членов Общества была настолько важной и плодотворной, что в 1858 году ее приравняли к государственной службе. В 1897 году членов Общества и благотворителей, пожертвовавших определенные суммы, начали награждать особым нагрудным знаком – эмблемой Общества под императорской короной, обрамленной венком из дуба и лавра, с надписью "Возлюби ближнего, как самого себя".
К 1913 году Императорское Человеколюбивое общество открыло 274 благотворительных учреждения в Петербурге, Москве и других городах империи. В одном только Санкт-Петербурге существовали десятки приютов, больниц, школ и гимназий, дешевых столовых и многоквартирных домов. В работе Общества принимали участие в общей сложности четыре с половиной тысячи человек, не считая жертвователей. Общество ежегодно получало по 400 тысяч рублей – из казны и от благотворителей. За все годы существования Общества его помощью воспользовались более пяти миллионов человек. Так, в 1901 году в двадцати медицинских учреждениях Общества бесплатное лечение и медикаменты получали 175 тысяч больных.
После революции Общество было национализировано. Масштабы помощи бедным стали другими и приобрели совершенно иные направления. Однако некоторые учреждения Императорского Человеколюбивого общества сохранились и действуют в наши дни.