С 13 мая по 22 августа в Венгерской национальной галерее проходит выставка работ прерафаэлитов «Желаемая красота. Шедевры прерафаэлитов из коллекции Тейт».
Произведения самого влиятельного художественного движения XIX века занимают особое место в коллекции Tate Britain. Прерафаэлитов называют первым объединением современного искусства в Великобритании. Они сочетали в себе эстетику и бунтарство — сбросив условности академической школы, прерафаэлиты открыли новые возможности для современного искусства.
Венгерская национальная галерея, где проходит выставка шедевров прерафаэлитов, одна из ведущих музеев страны. В галерее представлена большая коллекция национального искусства от Средневековья и до XX века. В ее коллекции насчитывается более 100 тысяч произведений искусства. Из постоянной коллекции Tate Britain в венгерскую галерею прибыли «Благовещение» и «Монна Ванна» Данте Габриэля Россетти, основателя движения, «Приказ об освобождении, 1746», написанный Джоном Эвереттом Милле в 1852–1853 годах, и «Леди Шалотт» (1888) Джона Уильяма Уотерхауса. Одно из главных произведений Россетти, «Дневной сон», культовое произведение прерафаэлитов, было передано Национальной галерее в музей Виктории и Альберта в Лондоне.
Группа английских деятелей искусств во главе с Уильямом Хантом, Джоном Милле, Данте Россетти в 1848 году основали братство прерафаэлитов. Их поддерживал авторитетный искусствовед и критик искусства Джон Рескин. По мнению братства, маньеризм (стиль, предшествовавший барокко) развратил общественный вкус, и следование ему негативно сказывается на академическом художественном образовании. В частности, прерафаэлиты выступали против влияния Джошуа Рейнольдса, основателя Королевской академии искусств.
Прерафаэлиты стремились к сложной композиции и пластичности итальянского искусства кватроченто и чинквеченто, отвергая упрощенную технику художников-маньеристов. Они возносили классические и элегантные позы и композиции Рафаэля, отсюда возникло название братства.
Первые секции выставки посвящены истории зарождения движения, влиянию религии и литературы на их творчество. Многие прерафаэлиты совмещали живопись, иллюстрацию и поэзию — стремились рассказать истории через картины. Творчество прерафаэлитов сыграло важную роль в развитии иллюстрации.
В следующих секциях посетитель окунается в социальные проблемы Британии времён прерафаэлитов — женская эмансипация, воспитание детей, работа. Здесь же представлена природа в восприятии художников.
В третьей секции представлены работы на тему любви, телесной и божественной красоты. Художники исследовали психологию современной жизни и отношений, и транслировали выводы через средневековые сюжеты.
Раздел «Мифы и легенды» обращен к проблеме феминизма. В XIX веке женщин, которые боролись за политическое равноправие, считали угрозой для общества, рассматривая их как губительниц семьи и морали. Прерафаэлиты были первыми, кто отразил эту проблему, создав ряд сильных женских образов в своем творчестве.
Данте Габриэль Россетти «Монна Ванна»
«Монна Ванна» — картина из серии женских портретов, созданных художником в середине 1860-х годов. Моделью Россетти стала Алекса Уайлдинг, которая уже неоднократно ему позировала. Уайлдинг можно найти в работах La Ghirlandata (1873, Художественная галерея Гилдхолл) и The Blessed Damozel (1875, Музей искусств Фогга).
Монна Ванна является перед зрителем в богатом образе — воздушное платье с бишоп рукавами, меховая накидка на плечах, круглые украшения. Детали создают круговую композицию картины. Название «Монна Ванна» означает «тщеславная женщина», что отсылает к переведенному художником сборнику Данте «Новая жизнь», одну из героинь которой так зовут.
Джон Бретт «Британские владения»
Пейзаж написан в Пембрукшире в западном Уэльсе. На картине — водный простор, по которому устремившись вдаль, к горизонту плывут парусники. Художник передает идиллическое настроение посредством изображения штиля и зноя, и использования теплой палитры.
Идиллию умиротворяющего пейзажа омрачает название произведения — «Британские владения». Оно указывает на то, что во времена расцвета Британской империи мировой океан являлся частью ее колониальных владений.
Данте Габриэль Россетти «Блаженная Беатриче»
Россетти вновь обращается к книжным образам. В сборнике «Новая жизнь» итальянский поэт Данте написал историю о безответных чувствах к Беатриче.
Этот портрет глубоко личный для Россетти, ведь несмотря на то, что художник использовал литературный образ, на картине изображена его жена Элизабет Сиддал, незадолго до этого скончавшаяся.
В письме Россетти писал, что изобразил женщину в момент духовного преображения. Выражение лица героини передает то ли чувство смирения, то ли экстаза, ведь в ее руку голубь вкладывает цветок — символ святого духа, вестник Смерти.
Данте Габриэль Россетти «Сон Данте»
Россетти продолжает вдохновляться страстями Данте и Беатриче. Во «Сне Данте» герой оказывается у смертного одра своей возлюбленной. Фигура Данте неподвижна, во взгляде читается отчаяние. На картине присутствуют еще несколько персонажей, их позы и эмоции выражены гораздо пластичнее.
«Сон Данте» содержит много символических элементов. Ангел с веткой цветущей яблони символизирует любовь, которая не успела принести плодов, маки, рассыпанные по полу — смерть.
Фрэнк Каупер «Св. Агнесса, получающая с небес «сияющее одеяние»
На картине проиллюстрирована сцена из жизни святой Агнессы из «Золотой легенды» издателя Уильяма Кекстона. В раннем возрасте Агнес посвятила свою жизнь Богу, приняв обет целомудрия. После отказа Агнессы выйти замуж, ее раздели и отослали в публичный дом.
Каупер изобразил момент, когда Агнесса молясь о божественном вмешательстве, вдруг увидела перед собой ангела с белой мантией в руках.
Джон Уотерхаус «Волшебница Шалотт»
Картина иллюстрирует четвертую часть поэмы Альфреда Теннисона «Леди Шалотт». Прерафаэлиты часто вдохновлялись творчеством английского поэта. Поэма повествует о женщине, живущей в уединении под давлением неизвестного проклятья. Она лицезреет внешний мир только через отражение окна в зеркале. Однажды Шалот влюбляется в рыцаря Ланселота и решает взглянуть на него. Зеркало раскалывается, и на нее обрушивается проклятие.
Уотерхаус выбрал кульминационный момент поэмы, когда Шалотт отправляется на лодке навстречу своей смерти. На лице героини отражен страх от предчувствия конца. Однако, это лишь страх перед неизвестным, а не боль сожаления, ведь женщина всё-таки посмотрела в глаза Ланселоту, предвосхищая грядущее наказание.
Джон Милле «Приказ об освобождении, 1746 год»
Принц Чарли потерпел поражение при Каллодене в 1746 году, и его сторонники оказались в тюрьме. Тема картины Милле — освобождение одного из мятежников. Художника вдохновили романы Вальтера Скотта.
На картине — жена бывшего заключенного поддерживает ребенка и утешает изнуренного и раненого мужа, передавая приказ об освобождении. Следуя правилу прерафаэлитов в изображении реалистичной природы, Милле скрупулезно работал над деталями картины.
По материалам Венгерской национальной галереи и Лондонской Tate