Найти тему
ex libris

«Золотой эшелон». Недооценённый фильм про большевиков, Колчака и поезд

Оглавление

Уважаемые читатели, поговорим сегодня о картине аж 1959 года «Золотой эшелон».

Режиссёром её выступил Илья Гурин (его самая известная работа — телефильм «Россия молодая»).

Завязка у фильма следующая:

Информация из открытых источников
Информация из открытых источников

Скажу откровенно, при ознакомлении она показалась мне не слишком интересной. Кроме того, встретилась рецензия, в которой утверждалось, что на весь фильм есть только одна сильная сцена. Но на канале «ex libris» при безусловном уважении к чужим мнениям, на веру их не принимают. Поэтому спешу поделиться с вами собственными впечатлениями.

Сюжет

динамичный, действительно наполненный приключениями, хоть и без масштабных боёв. Красные захватывают поезд с предназначавшимся Колчаком для эвакуации золотом. Их цель — прорваться через все занятые белыми станции, чтобы вернуть народное достояние в Москву. Где-то приходится вступать в схватку с противником, где-то действовать хитростью. Попутно происходит раскрытие персонажей и развитие взаимоотношений между ними. Повествование нигде не «проседает», нет затянутых или скучных моментов. Находится даже место юмору, и он смотрится здесь гармонично.

Актёры и их роли

Главного героя — убеждённого большевика Андрея Низовцева играет Василий Шукшин. Низовцев — самоотверженный и решительный до крайности во имя своих идеалов человек.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Как бы в дуэт Низовцеву в сюжет введён второй протагонист — бывший офицер австро-венгерской армии Иштван (Харий Лиепиньш). Столь же горячо принявший Революцию, готовый бороться за неё ради свободы всех народов, он тем не менее останавливает товарища от излишней жестокости.

Пожалуй, самый глубокий персонаж этого фильма — Кир Алексеевич Семицветов (Виктор Кольцов) . Белый офицер, который вынужден помогать большевикам. Сначала он убеждён, что помощью этой предаёт Россию. Потом же он начинает верить в честность красных. Но всё равно не может поверить в своё будущее с ними. Сильная, трагическая, хоть и не слишком эмоциональная роль, актёр отыграл её великолепно.

Хорош Пётр Вишняков в роли «сопровождающего золотой запас Российской империи» Желткова. Воплощение порядка и бюрократии, он верно исполняет свои обязанности, заставляя любую власть с ним считаться.

Небольшая, но яркая роль легкомысленного начальника охраны "золотого эшелона" у Михаила Козакова.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Остальные второстепенные персонажи сыграны на уровне — нет ни одной слабой работы. Особенно интересен красноармеец—толстовец, исполняющий обязанности врача и носящий вместо оружия палку. Необычный герой, показан авторами может быть и с иронией, но явно по-доброму.

Колчак (Александр Шатов) верит, что спасает Россию от большевизма (благодаря работе художника по гриму Нины Мардисовой, актёр стал довольно похож на прототип). Шатов играет интеллигентно: его персонаж в затруднительном положении — всё больше попадает в зависимость от союзников, очевидно, проигрывает противнику бои, но лица не теряет и в отчаяние не впадает. Держится уверенно всегда, ну, или почти всегда. Авторы картины не на его стороне, но и мерзким его не делают. Смотришь и понимаешь, почему многие шли за ним.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Гражданская война

показана как противостояние Нового мира с миром отмирающим. Но надо отдать должное создателям фильма: в 1959 году они не показывают белых карикатурно.

Я понимаю, конечно, что современные сторонники «Белой идеи» возможно всё равно останутся недовольны «совковой» пропагандой, но вот честно: Колчак из советского фильма импонирует мне больше, чем он же из фильма «Адмиралъ». Говорю сейчас именно о персонаже.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Показана жестокость обеих сторон: Колчак грозится повесить упустившего поезд офицера, красный комиссар угрожает пленному офицеру расстрелять его семью (!). Укравшего же небольшую часть золота красноармейца расстреливают свои же. Сцена без «кровищи», но производит сильное впечатление.

Итог

в советском приключенческом фильме противоборствующие стороны показаны адекватнее, а герои «прописаны» логичнее, чем в некоторых современных кинолентах. Хотя казалось бы цензура, пропаганда и прочее. Да, можно упрекнуть (но наверное уже поздновато) создателей в отсутствии в сюжете какого-нибудь убеждённого офицера-колчаковца...

Важно другое: почему сейчас, когда мы вроде бы свободны от пропаганды и цензуры, нам не показывают серьезных и непредвзятых фильмов ни о Ленине, ни о том же Колчаке, то используя сомнительные источники, то сводя всё к дешёвой мелодраме?

Вот вопрос.

Уважаемые читатели, благодарю вас за внимание! Ставьте лайки, подпишитесь на канал — нас ждёт много интересного.