У многих детей с особенностями развития нарушено или серьезно затруднено понимание прочитанного. Техника чтения может быть хорошая – ребенок читает не по слогам, а целыми словами, в темпе, приближенному к норме, но ничего не понимает из прочитанного, не отвечает на вопросы по содержанию, т.е. читает чисто механически. Наиболее выражено подобное нарушение у детей с РАС.
Как же работать с ребенком для того, чтобы он начал понимал прочитанное? Постараюсь представить вам такую работу, разделенную на несколько значимых этапов.
Итак, самый первый этап в развитии понимания прочитанного - это соотнесение слова с картинкой. На этом этапе берем только одно слово, обозначающее какой-либо предмет.
«Покажи, где мальчик Петя, где машина, где яблоко» и.т.д. Дальше берите два слова, к примеру: «мальчик Вова», «тетя Лена». Главное в этом соотнесении, чтобы слово читал сам ребёнок, а не взрослый, т.к. в самостоятельном чтении и слушании речи взрослого - задействованы разные процессы, это разные функции. И для ребёнка гораздо сложнее самому прочитать и понять, чем услышать от взрослого и показать нужную картинку. Второму умению ребёнок учится постоянно в повседневной жизни, и начало этого обучения происходит задолго до того, как он овладевает навыком чтения.
Слова и картинки при этом, лучше располагать на отдельных карточках. Слова сначала лучше размещать непосредственно под обозначаемой им картинкой. Затем выкладывать ряд или столбик из картинок, и такой же ряд из слов. Ребенок должен прочитать слово и соотнести его с нужной картинкой, положив карточку со словом под неё.
Почему лучше размещать слова и картинки на отдельных карточках?
Потому что при таком обучении включается практическая деятельность ребенка, он непосредственно действует с карточками – перекладывает, соотносит. Практические действия способствуют лучшему пониманию и запоминанию материала, т.к. превращают абстрактные мысленные действия в конкретные предметные, понимание которых у детей с особенностями развития значительно лучше, чем словесно-логических.
Все карточки лучше заламинировать или обклеить скотчем для долговечности.
Когда ребёнок научится понимать прочитанное слово и соотносить его с картинкой - можно переходить к следующему этапу.
А именно - чтение простых нераспространенных предложений - предмет+действие. Это предложения вида «девочка читает», «мальчик рисует». Здесь, помимо наименования предмета, добавляется действие, и прочитанное начинает «оживать». Ребёнок читает предложение и соотносит его с картинкой. На этом этапе начинаем задавать вопросы по прочитанному, пусть даже этого прочитанного – всего два слова. Пока это может быть только один вопрос, «что делает?», например «что делает девочка?» - девочка читает, «что делает мальчик?» - мальчик рисует.
В зависимости от возможностей ребенка, можно задать вопрос – «сколько слов ты прочитал»? Или «сколько слов в этом предложении?», если ребенок уже владеет представлениями о том, что такое предложение. Поинтересуйтесь у ребенка, почему для обозначения этой картинки понадобилось именно два слова, а не одно? Можно было бы назвать картинку одним словом?
Предложения также располагаем на карточках – сначала под правильными картинками, затем даём ребенку задание прочитать и соотнести предложение с нужной картинкой.
После того, как ребенок научится понимать и правильно соотносить предложения с картинками, можно немного усложнить задание: разрезать все предложения на слова («девочка» отдельно, «рисует» отдельно), положить перед ребенком картинку, и несколько карточек со словами из разных предложений (количество можно постепенно увеличивать). Дать задание ребенку составить предложение по картинке – найти правильные слова и расположить в нужном порядке.
Для удобства, на этом этапе предлагаю ввести карточки на липучках. Берем обычные двойные липучки для одежды/обуви, и приклеиваем одну часть на карточки (на картинки и на слова), а другую – на заламинированный лист бумаги или картона.
Таким образом, перед ребенком будет схема предложения, в которой наглядно показано количество слов в предложении – это количество липучек.
Это упражнение можно проводить и наоборот, расположив слова на соответствующих липучках, и попросив ребенка найти и прикрепить к ним подходящую картинку.
Далее в предложение добавляется дополнение - с чем действует предмет? Это предложения вида «девочка моет куклу», «мальчик ест кашу».
Увеличиваем количество вопросов, задаваемых ребенку по содержанию предложения: «что делает девочка?», «кого моет девочка?», «кто моет куклу?»; «кто ест кашу?», «что делает мальчик?» и.т.д. Казалось бы, всего три слова, а уже можно задать по прочитанному предложению целых три вопроса. Сначала задавайте вопросы сами, затем просите ребенка сформулировать и задать вопросы по прочитанному.
Действуем по тому же алгоритму, что и на предыдущем этапе. Сначала соотносим с картинкой всё предложение, затем используем поле (лист) с липучками, теперь для одной картинки нужно уже три слова – три липучки. Так как на этом этапе предложение состоит уже из трех слов, то нужно обратить на это внимание ребенка и вместе с ним пересчитать слова в предложении и липучки на поле.
Также можете задать вопрос – сколько слов в этом предложении? Можно ли описать эту картинку одним словом? Двумя словами?
В зависимости от возможностей ребенка также предложите составить предложение, и поставить (прилепить) слова на нужные места. Для усложнения – дайте ребенку выбор не только из нужных слов, но и из лишних, которые не используются в этом предложении.
Представьте, что ваш ребенок - это иностранец, для которого русский язык чужой, и вам нужно научить его не просто читать на своем языке, а читать осознанно - уметь отвечать и задавать вопросы по прочитанному. Для понимания того, что происходит с особенным ребенком, приведу пример про большинство обычных людей: научившись читать английские слова и предложения, поняв как они произносятся - мы можем читать слова, и даже тексты вслух, читать правильно и с хорошим произношением. Но понимание при этом будет отсутствовать. Нужно постепенно, поэтапно изучать язык - от простого к сложному, усвоить, как образуются и изменяются слова, понимать их значение. На это уйдет много времени, но без такого последовательного и постепенного изучения вы не научитесь пониманию языка.
Что же дальше? Если ребенок понимает предложения из трех слов, соотносит их с картинкой и даже сам может составить такое предложение по картинке – то дальше можно переходить к коротким простым текстам, которые обычно используются на начальных этапах обучения чтению. Продолжайте, обязательно, также задавать вопросы по прочитанному. Не читайте с ребенком сразу весь текст. Прочитайте одно-два предложения, скажите «стоп», и задавайте вопросы по этому кусочку, чтобы увидеть – понимает ли ребенок то, о чем прочитал, и если понимает, то насколько правильно.
Детям с нарушениями интеллекта и не имеющим РАС, понять простой и короткий текст, обычно, намного проще. Но это не значит, что с такими ребятишками не нужно работать над пониманием прочитанного. Нужно, и нужно обязательно, иначе ребенок точно также, приобретя устойчивый навык чтения, начнет читать механически, не понимая и не стараясь понять прочитанное.
Задавайте ребенку, в зависимости от его возможностей, более сложные вопросы, на которые нужно отвечать не одним словом, наподобие «что делает девочка?» - «рисует», а такие, над которыми нужно подумать и дать ответ развернутым предложением (напр. «почему сначала под грибочком мог спрятаться только ежик, а после дождя под ним поместилось много зверят?»).
Чтобы ребенок с нарушением интеллекта лучше понимал прочитанное – нужно расширять его пассивный и активный словарный запас, стараться вводить в его словарь и закреплять слова, с которыми он сталкивается в речи, в сказках и в рассказах.
________________________________________
О том, как развивать познавательный интерес ребенка, я писала здесь. Также познавательный интерес эффективно развивать на прогулке с ребенком – так, как в этой статье.
_________________________________________
Если этого не делать, ребенок будет читать чисто механически, не будет видеть в тексте незнакомые слова и не будет стараться их понять (для него практически весь текст будет состоять из незнакомых слов, и он не станет вас даже спрашивать «что это?»). Такой навык нельзя назвать чтением, и нельзя в полной мере говорить о том, что ребенок умеет читать. Умение читать, это, прежде всего – умение понимать прочитанное. И ребенок, который читает медленно, останавливаясь и спотыкаясь, но понимая то, о чем читает, - оказывается на несравнимо более высоком уровне развития навыка чтения, чем тот ребенок, который читает бегло, целыми словами, но совершенно не понимает прочитанное.
Поэтому, уважаемые родители и педагоги - развивая у ребенка навык чтения, всё внимание обращайте именно на эту сторону – на сторону понимания и осмысления читаемого ребенком текста, а не направляйте свои усилия на отработку техники чтения. Техника чтения без понимания – это, фактически, отсутствие навыка чтения.
А вы, уважаемые читатели, сталкивались с проблемой понимания прочитанного у ребенка? Развиваете ли этот навык?
Мои статьи на похожие темы:
=================================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы
Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту: asya.defectologist@mail.ru