Найти тему
Гриммо 12

Зачем в Европе пытали свиней

Оглавление

Средневекового горожанина не удивляла толпа, собравшаяся поглазеть на казнь. Но в этот раз было по-другому. В 1386 году в нормандском городе Фалез на ярмарочной площади собрались домашние свиньи. На эшафоте тоже визжала свинья, переодетая в человека. На худой длинноногой свинье надета куртка, короткие штаны и белые перчатки. На зрелище собрались смотреть крестьяне и горожане, главное место предоставили хозяину истязаемой свиньи.  Виконт Фалеза Реньо Риго тоже наблюдал за казнью. Это была его идея.

Как в споре учёных и церковников проиграла свинья

суд над свиньёй
суд над свиньёй

Преступления животных попадали под юрисдикцию светского суда и осуждённых быстро казнили. Переодевание фалезской свиньи, присутствие животных, некоторые детали процесса и то, что в такое дело вмешалась церковь — вот что было показательным. Так был решён спор между двумя юридическими школами. Проигравшие учёные считали, что животное действует согласно инстинктам и отвечать за поступки не может. Победители — что если есть душа, надо её спасать, то есть ответить за грехи и пострадать. Народ убедился, что церковь вмешивается в даже абсурдные процессы. И ничего хорошего это не сулит.

Средневековые юристы не видели в судах над животными ничего странного. Подсудимых держали в тюрьме, кормили, охраняли, потом платили палачу — больше, чем по стандартным расценкам. Зато горожане видели, что правосудие для всех едино. Ведь свиньям предоставляли адвоката. Разве что не было исповеди и священника. Хотя это удивляет: если в Бургундии XV века свинья после общения с инквизицией призналась в убийстве и выложила подельников, то исповедаться, наверно, могла бы.

Свинья: животное или человек

Свинья играет на органе. Фрагмент росписи стены церкви. Швеция, XV в.
Свинья играет на органе. Фрагмент росписи стены церкви. Швеция, XV в.

Животных судили часто. Отлучали от церкви улиток и гусениц, казнили волов за убийства, овец за прелюбодеяние и кошек за ересь. Но в девяти из десяти случаях на плахе визжала свинья.

Свинья была самым очеловеченным животным. Отсюда и костюм на фалезской свинье. Сохранились манускрипты, на которых вешают переодетых кошек, но о том, переодевали ли других крупных животных, ничего не нашли. Античные учёные изучали анатомию на свинье. Современная наука подтвердила сходство организмов человека и свиньи: иногда трансплантология пользуется этим до сих пор. Средневековые учёные думали похожа ли душа, если похоже тело. Нужно ли её срочно спасать, вопроса не возникло.

Кровавая королева домашнего скота

Фрагмент манускрипта "Зерцало великое", Париж, XV в.
Фрагмент манускрипта "Зерцало великое", Париж, XV в.

Свиней в средневековых городах было много. «Среди млекопитающих поголовье свиней было в Европе, пожалуй, самым многочисленным до начала Нового времени... Зооархеология не дает свидетельств в пользу столь многочисленного поголовья свиней. Ее подсчеты в области скотоводства и потребления мяса основываются на количестве найденных костей, и потому возникает тенденция недооценивать поголовье свиней относительно поголовья овец или коров» — пишет историк Средневековья Мишель Пастуро. Пасти свиней было некогда. Полуголодные и озлобленные животные бродили стадами по городу. Всеядные свиньи нападали на людей. В 1394 году в Нормандии снова судили свинью — за убийство с отягчающими: злодеяние зверюга совершила в пятницу, постный день.

Медиевист Жак Ле Гофф в очерке «Средневековье и деньги» пишет, что «у людей средневековья, и особенно в городе, удивительно большую долю продуктов потребления составляло мясо. Это культурный, равно как и экономический феномен, причины которого еще не до конца прояснены». В книге «История тела в Средние века» он объясняет любовь европейцев к свинине традициями древности: «Средневековью достались в наследство две различные модели питания: культура злаков и культура мяса. В основе первой лежала средиземноморская триада древних греков и римлян. Она состояла из злаковых, виноградного вина и оливкового масла. Вторая восходила к культуре варварских народов, прежде всего германцев».

Потусторонние гости

В Северной Европе действительно очень любили свиней. Археологи нашли остатки этих животных даже в захоронениях вождей: «Свиные хрящи часто находят в захоронениях людей высокого статуса, среди предметов, указывающих на богатство и ранг покойного» (Миранда Олдхаус-Грин, «Кельтские мифы»). Кельтский эпос «Мабиногион» описывает, как свиньи попали в Европу. Властитель потустороннего мира Араун подарил стадо животных герою Пуйллу. Потом волшебные вкусные свиньи или бесконечная свинина ещё не раз встречаются в кельтских мифах.

Есть связь между языческим культом кабана и пытками свиней в средневековой христианской Европе. Возможно, ни преступления бродящих свиней, ни близость к человеку не испортили жизнь этим животным так, как этот древний культ. 

Оцените, пожалуйста, статью или посмотрите другие статьи канала: