Тем, кто требует "показать хотя бы одно захоронение воина-монгола" на территории России, будет полезно прочитать эту небольшую статью. Требовали? Читайте.
Захоронение это было открыто в кургане, расположенном в зоне строительства Краснодарской оросительной системы в Калининском районе Краснодарского края (правобережье Средней Кубани), и подробно описано в статье Е. Нарожного и В. Чхаидзе "Золотоордынское воинское погребение в Калининском районе Краснодарского края".
В кургане был обнаружен костяк взрослого мужчины, лежавший на подстилке в окружении большого количества разнообразных артефактов.
На правой руке лежала сабля с крестовиной, над ее острием и частично на правой ступне - шлем, возле правого плеча - наконечник копья, вдоль левого бедра и частично на колене - колчан со стрелами (остриями вверх) и колчанный крюк, над головой - нож, рядом - фрагмент кольчуги, пара стремян, удила, железный котел и другие предметы (см. рисунок и пояснения к нему).
Сабля была вполне типичной для кочевников: слабоизогнутый длинный и широкий однолезвийный клинок с хвостовиком, незначительно наклоненным к лезвию клинка, гарда с расширением в середине. Оружие такого типа довольно хорошо известно специалистам и вполне уверенно может быть датировано первой половиной - серединой XIV века.
Цельнокованый шлем был близок к т.н. сфероконическим шлемам, которые также хорошо известны специалистам по находкам в других местах и тоже может быть датирован первой половиной - серединой XIV века. Но, в отличие от других находок, шлем, найденный в этом кургане, имел не вырез на лицевой стороне, а козырек, который является характерной деталью монгольских шлемов.
Кстати, подобный шлем (с козырьком) был найден а захоронении Олень-Колодезь под Воронежем (ссылка на статью об этих раскопках будет в конце).
Обращает на себя внимание и найденный наконечник копья - довольно редкая находка в кочевнических погребениях (на территории Предкавказья наконечник копья был найден только в одном месте).
Богатый оружейный комплекс (шлем, кольчуга, копье, сабля, лук и стрелы), а также стремена и удила позволили сделать вывод, что мужчина принадлежал к элитной части монгольского войска - тяжеловооруженной коннице.
Кроме того, он вполне мог быть монголом: помимо шлема с козырьком (который, в принципе, мог принадлежать любому воину) на то, что воин мог быть монголом указывали и характерные особенности погребального обряда.
Так, мужчина был похоронен в т.н. "яме с заплечиками (уступами)" - специальными выемками вдоль северной и южной стенок, в которые вставлялись доски (заклад), чтобы захоронение приобретала подобие жилища. Этот погребальный обряд специалисты однозначно связывают с монголами.
Кроме того, характерно монгольской приметой является и наличие т.н. "погребальной пищи" - ноги овцы, положенной рядом с головой мужчины.
Как заявили Е. Нарожный и В. Чхаидзе,
"В целом по особенностям погребального обряда и характеру вещевого комплекса мы склонны датировать погребение в пределах первой половины - середины XIV века. Можно полагать и то, что при совершении захоронения были соблюдены наиболее значимые традиционные элементы монгольского погребального обряда".
Следует отметить, что погребальный обряд в те времена - весьма серьезное мероприятие, особенности которого позволяют более или менее точно определить "национальность" погребенного (например, распрямленная гривна, которая, кстати, отсутствовала в данном случае, прямо указывает на половцев).
Само погребение входит в довольно большой комплекс захоронений кочевников XIII - XIV веков, расположенный в т.н. Большой дельте Кубани. Как утверждают специалисты, комплекс оставлен кочевой группой, входившей в Улус Джучи, более известный российским любителям истории как Золотая Орда.
О захоронении золотоордынца под Воронежем можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!