«Чем больше культуры, тем меньше свободы – это непреложная истина» Э.Т.В.А. Гофман. «Житейские воззрения кота Мурра»
Немецкий писатель, композитор, художник, юрист и мой любимый сказочник Эрнст Теодор Вильгельм Гофман (Ernst Theodor Wilhelm Hoffmann) родился 24 января 1776 года в доме 25 на Французской (Шевченко) улице Кенигсберга (Калининграда). Здание утеряно, место отмечено памятным камнем.
Отец, Кристоф Людвиг Гофман выходец из старинного польского дворянского рода служил королевским юристом и грешил запойным пьянством.
Мать, Ловиза Альбертина Дерфер отличалась религиозностью и нравом истерическим.
В общем, супружеская жизнь не задалась. Ловиза с четырьмя детьми вернулась в отчий дом.
Начальное 10-летнее образование мальчик получил в лютеранской школе. Он был принят в Бургершуле в возрасте шести с половиной лет, осенью 1782 года.
Дополнительно занимался музицированием и живописью. К 12-ти годам Эрнст играл на скрипке, фортепиано, органе, арфе, гитаре, сочинял небольшие музыкальные пьесы, довольно хорошо рисовал.
В 1788 году, услышав оперу Моцарта «Дон Жуан», он взял себе еще одно имя — Амадей.
Юноша всерьез подумывал о выборе творческой профессии, но семья потомственных юристов альтернатив не допустила. В 1792 году Гофман поступил на Юридический факультет Кенигсбергского университета (Альбертина).
«Моя учеба продвигается медленно и печально — я должен постоянно принуждать себя становиться юристом» пишет о своем студенчестве Гофман.
Совсем другое дело — занятия музыкой, здесь явный прогресс. В возрасте 17-ти лет он начинает давать уроки игры на фортепиано Доре Хатт, 26-летней замужней даме с пятью детьми.
Бурный роман длинной 4 года, возможно, был первым шагом Амадея Гофмана к трагическим событиям взрослой жизни.
По выражению Фридриха Второго: «Праздность и скука являются богами-покровителями Кёнигсберга, ибо и люди, которых можно здесь видеть, и воздух, которым они дышат, кажется, не внушает ничего иного».
И тут такой скандал! Прекрасный повод развлечься сплетнями. Город буквально забурлил. Когда у Доры родился шестой ребенок намеки в сторону мужа — рогоносца стали невыносимыми.
Гофман покинул Кенигсберг в 1796 году и впоследствии возвращался на родину лишь изредка. Трагическая любовь, принесшая больше мук, чем радости, позже легла в основу новеллы «Майорат». Действие разворачивается в Росситтене (поселок Рыбачий) на Южной косе, заканчивается трагически.
В Светлогорске (до 1947 года — Раушен, Rauschen) возле отеля «Дом Сказочника» (переулок Гофмана, дом 2) есть сквер скульптур, посвященный Эрнсту Теодору Амадею Гофману и персонажам его произведений.
Одна из самых запоминающихся работ — «Гофман. Двойственность внутреннего мира», автор Сергей Николаевич Усачев.
Ну а беглеца Амадея приютил дядюшка Иоганн Людвиг Дерфер, советник суда в городке Глогау (Глогов, Польша).
Началась череда ужасных событий — бунтарство; брак с полячкой дочерью писаря Михалиной Рорер-Тшциньской, как следствие — разрыв с семьей Дерфер и лишение наследства; скучная работа и безработица; вторжение Наполеона, отказ от присяги французским властям; скитания, ужасы войны; полная нищета; смерть дочери и тяжелая болезнь Михалины; приступы нервной горячки, запои, развитие шизофрении.
«Муза убегает сквозь архивную пыль. Будущее выглядит тёмным и хмурым. Где же мои намерения? Где мои прекрасные планы на искусство?» (из дневника, Гофмана. Плоцк, 1803 г.)
И все же, Гофман продолжает сочинять музыку и рисовать.
В его жизни совсем мало периодов стабильности. Один из них — служба на должности капельмейстера в театре Бамберга. Здесь начался Гофман — сказочник.
Впрочем, спокойствие длилось недолго. Пылкие творческие натуры не ищут легких путей.
Мы едем в Бамберг, «Город самых счастливых немцев».
Продолжение следует.
Калининград. На поиски Кенигсберга.