Найти тему
SPIK.KZ

Трансферты из Национального фонда, или Сказка про разбитое корыто

Оглавление

Национальный фонд Республики Казахстан давно уже превратился для наших мажилисменов в своеобразную кубышку, из которой в критические моменты можно «зачерпнуть» немного денег. И мало кто из этих мудрых мужей задумывается о том, что рано или поздно внутри кубышки обнаружится пустое дно. А вероятность подобного исхода довольно реальна. И тогда мы, как та старуха из сказки «О рыбаке и рыбке», окажемся у разбитого корыта.

Недавно на пленарном заседании сената первый заместитель премьер-министра Алихан Смаилов произнес весьма любопытную речь.

«По Нацфонду мы в рамках уточнения бюджета в текущем году дополнительно привлекаем 850 миллиардов тенге трансфертов плюс осознанно увеличиваем дефицит бюджета до 3,5% к ВВП. Это делается для того, чтобы профинансировать дополнительные обязательства, которые мы взяли в рамках предвыборной платформы партии Nur Otan и поручения главы государства. В среднесрочной перспективе трансферты из Национального фонда будут сокращаться с нынешних 4,5 триллиона тенге до 2,4 триллиона в 2025 году, то есть более чем в два раза», – сообщил он.

При этом нужно учесть, что в отличие от тех же мажилисменов вице-премьер как раз-таки имеет полное право заглянуть внутрь той самой кубышки. И вполне вероятно, что именно результаты очередной ревизии Нацфонда заставили наше правительство столь резко снизить аппетиты.

Но, несмотря ни на что, политические резоны у нас продолжают преобладать над экономическими. Из слов Смаилова стало понятно, что деньги нужны для финансирования обязательств в рамках предвыборной платформы партии Nur Otan и поручения главы государства. То есть для того, чтобы провластная партия не подпортила себе репутацию, мы возьмем из Нацфонда немногим менее одного триллиона тенге.

Что ж – весьма печально…

Цифры, как всегда, не бьются

В конце ноября 2020 года президент РК подписал Закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда на 2021 – 2023 годы».

Ранее министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил, что размер гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет на 2021 год составит 2 трлн 700 млрд тенге, на 2022 год – 2 трлн 400 млрд тенге, на 2023 год – 2 трлн 200 млрд тенге.

Очевидно, что размеры трансфертов из года в год должны уменьшаться.

Между тем Алихан Смаилов заявлял о больших, чем предполагалось, изъятиях. По его словам, расходы республиканского бюджета в 2021 году составят 15,3 трлн тенге. Нефтяные поступления – 5,5 трлн тенге, в том числе почти один триллион – за счет ЭТП, 4,5 трлн тенге – за счет трансферта из Нацфонда.

Согласитесь, цифры не бьются.

Возможно, из-за пандемии коронавируса и ограничительных мер власти скорректировали план изъятий и вместо 2,7 трлн решили взять 4,5 трлн тенге. Если перевести эту сумму в американскую валюту по курсу 430 тенге за доллар, то получится почти $10,5 млрд США.

Давайте запомним эту сумму – пригодится при дальнейших расчетах.

Как в анекдоте

Есть один довольно старый анекдот, в котором рассказывается, как к еврею пришел гость и «хлебосольный» хозяин потчует его:

– Берите хлеб, намазывайте маслом.

– Да я намазываю, – отвечает гость.

– Нет, вы накладываете, а надо намазывать! – возражает ему хозяин.

Примерно так же правительство РК изымает деньги из Нацфонда – «не намазывает, а накладывает».

Между тем с самой кубышкой – беда. Пик Нацфонда в $77 млрд пришелся на 2014 год, а по состоянию на начало февраля 2021 года насчитывалось $57,7 млрд.

А теперь вспомните про планируемые $10,5 млрд изъятий только в 2021 году.

Конечно, кое-что пандемией коронавируса объяснить можно. Так в 2020 году из Нацфонда, в который стекаются деньги от продажи сырьевых ресурсов, власти изъяли $10,6 млрд – на $94,6 млрд больше, чем планировалось ранее.

Но коронавирус не ушел.

Только в январе 2021 года он вынудил изъять из Нацфонда $1 млрд. Об этом в феврале заявила заместитель председателя Нацбанка Казахстана Алия Молдабекова. По ее словам, основной причиной стало выделение трансфертов в бюджет, объем которых составил 381 млрд тенге (эквивалент $900 млн).

При таких раскладах напрашиваются довольно печальные выводы – свою накопительную функцию Нацфонд давно уже утратил.

Обещания обещаниям рознь

Слова вице-премьера о снижении доли нефтяных поступлений в бюджете и росте ненефтяных поступлений – однозначный повод порадоваться: Казахстан постепенно слазит с «нефтяной иглы» и диверсифицирует экономику.

«То есть нефтяные поступления покрывают расходы бюджета где-то на одну треть. Эта доля и дальше будет снижаться. Соответственно, две трети расходов бюджета покрываются за счет ненефтяного сектора экономики, и эта доля будет увеличиваться», – заявил Алихан Смаилов.

Если ненефтяные поступления растут и их рост продолжится, то вопрос о том, почему при плановых 2,7 трлн тенге в 2021 году в бюджет из Нафцонда трансфертами должно поступить 4,5 трлн тенге, остается открытым. Да и существует ли на него адекватный ответ?

Если говорить серьезно

Известно, что праздник не может продолжаться вечно. В свое время власти определили лимит по Нацфонду. В нем должно оставаться не менее 30% от валового внутреннего продукта.

Если взять за основу ВВП Казахстана в 2019 году, который составил в номинальном выражении 67,7 трлн тенге, неприкасаемый минимум Нацфонда – 20,3 трлн тенге, или более $50 млрд.

Теперь посмотрим в динамике. В 2020 году ВВП Казахстана составил $163,23 млрд. То есть неприкасаемый минимум Нацфонда должен быть $48,97 млрд.

Уже упоминалось, что только в январе 2021 года Нацфонд прохудился на $1 млрд. Очень хочется надеяться, что правительство останется в рамках планируемых изъятий на уровне $10,5 млрд. Их уже хватает, чтобы превысить планку неприкасаемого минимума.

Ну и напоследок – один концептуальный фактор: изначально Нацфонд создавался для того, чтобы что-то оставить будущим поколениям. По крайней мере, так нам это позиционировали. А значит правительство, разбазаривая Нацфонд на текущие расходы, дискредитирует саму идею его создания.

Источник