Найти тему

Эр де Ланю, ар деко и художественные эксперименты

Фотограф - Арнольд  Генте, портрет Элизабет Эр де Ланю в симультанном пальто, созданном в Casa Sonya - модном доме Сони Делоне, 1928
Фотограф - Арнольд Генте, портрет Элизабет Эр де Ланю в симультанном пальто, созданном в Casa Sonya - модном доме Сони Делоне, 1928

Элизабет Эр де Ланю/ Eyre de Lanux - загадка. Её жизнь совершила прощальный виток в 1996 году. На последней странице её личного календаря была надпись "102 год". Да, она прожила больше века. К этому времени ни друзей, ни современников не осталось, всё, чего она достигла в жизни, занесло песками времени. К 1990-м годам мало кто проявлял интерес к её творческим экспериментам, хотя в 1920-х -1930-х годах Эр де Ланю была в самом водовороте художественной жизни Парижа.

Эр де Ланю и Пабло Пикассо, Архив Американского искусства в Смитсоновском институте, Вашингтон, официальный сайт - www.aaa.si.edu
Эр де Ланю и Пабло Пикассо, Архив Американского искусства в Смитсоновском институте, Вашингтон, официальный сайт - www.aaa.si.edu

Коротала свои последние годы Элизабет в пансионате для престарелых, но не где-то в богом забытом месте, а в центре Нью-Йорка, на Манхеттене. Средства, позволявшие художнице жить с большим комфортом в крупнейшем американском городе, завещала её подруга Элис де Ламар/Alice DeLamar. Их связывала верная дружба в полвека.

Фотопортрет Эр де Ланю, фотограф Ман Рей, 1925,  Архив Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду, официальный сайт - www.centrepompidou.fr
Фотопортрет Эр де Ланю, фотограф Ман Рей, 1925, Архив Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду, официальный сайт - www.centrepompidou.fr

Элизабет Эр родилась в 1894 году в провинциальном американском городе Джонстауне, в обеспеченной и весьма известной семье. Удачно вышла замуж за французского писателя и дипломата Пьера Комбре де Ланю, что позволило ей реализовать мечту - оказаться в Городе Искусств, в Париже! Переезд в столицу был омрачён бушевавшей испанкой, которая пощадила молодожёнов. Болели они коротко, а после выздоровления окунулись в шумную богемную жизнь. Пьер с удовольствием представлял свою красавицу - жену в литературных и художественных кругах.

Эр де Ланю, каллиграмма (разновидность поэтической типографики, в которой графический рисунок строк складывается в изображение фигуры или предмета), 1928, Архив Американского искусства в Смитсоновском институте, Вашингтон, официальный сайт - www.aaa.si.edu
Эр де Ланю, каллиграмма (разновидность поэтической типографики, в которой графический рисунок строк складывается в изображение фигуры или предмета), 1928, Архив Американского искусства в Смитсоновском институте, Вашингтон, официальный сайт - www.aaa.si.edu

Элизабет, следуя своим талантам, с одной стороны, с другой, в желании соответствовать новому кругу знакомств, поступила в Академию художеств Поля Рансона и продолжила свое обучение в Академии Гранд Шомьер/Académie de la Grande Chaumière. Её желание учиться было неистребимо, а мастерские, которые Элизабет посещала, - бесчисленны. Деметриус Галанис, гравер Анри Матисса, согласился обучить де Ланю художественной обработке металла, Константин Бранкузи научил фресковой росписи, Тамара де Лемпицка, Морис Дени, Роджер де ла Фресне и Джино Северини поделились секретами эффектной графики и чувственной живописи. Всё это повлияло на её желание экспериментировать не только с формой, композицией, цветом, но и с поверхностью предмета. А тактильность - знание на кончиках пальцев - определило её видение дизайна.

Как и многие художники-декораторы 1920-х-1930-х годов Эр де Ланю создавала уникальные работы. Роскошь не обязательно воплощена в объёмных витиеватых формах, великолепие ар деко реализовалась в лаконичной простоте геометрии, подчёркнутой изысканными и необычными материалами. Настольная лампа, полностью обтянутая пробковым шпоном, или туалетный столик, фасады которого обшиты пергаментом, даже ручки у ящиков - из коралла или янтаря, а обязательный штрих - редкий лак уруши на поверхности дерева или металла.

Эр де Ланю,консоль, дерево, гравировка, окрашивание, лак уруши, 1930, Галерея Феликса Марсильяк/Galerie Marcilhac., Париж, официальный сайт - www.marcilhacgalerie.com
Эр де Ланю,консоль, дерево, гравировка, окрашивание, лак уруши, 1930, Галерея Феликса Марсильяк/Galerie Marcilhac., Париж, официальный сайт - www.marcilhacgalerie.com

В 1930 году английская журналистка и редактора Vogue Мэдж Гарланд написала о квартире, оформленной Эр де Ланю для г-жи Форсайт Шерфези: «У мадам де Ланю странный и очень личный вкус к сочетаниям цветов, который всегда делает её работу интересной и необычной. Терракотово-красный, белый и серый - одна смесь, которая хорошо сочетается с другой - светло-табачного, коричневого и чёрно-белого. Мелкая текстура древесины, мягкость кожи, грубость тканных вручную ковров используются для того, чтобы выявить лучшее в банальных вещах».

Эр де Ланю,консоль, дерево, гравировка, окрашивание, лак уруши. Архив Американского искусства в Смитсоновском институте, Вашингтон, официальный сайт - www.aaa.si.edu
Эр де Ланю,консоль, дерево, гравировка, окрашивание, лак уруши. Архив Американского искусства в Смитсоновском институте, Вашингтон, официальный сайт - www.aaa.si.edu

Действительно, повседневная мебель стали предлогом для скульптурных экспериментов. И если Поль Ириб считал, что кухонный стол, даже если он сделан из золота, в конце концов, просто кухонный стол, де Ланю продемонстрировала, что стол, обшитый линолеумом, тоже может выглядеть эффектно и роскошно, как и стол из эбенового дерева. В работах Эр де Ланю не было ничего чрезмерного или показного, она следовала своему эстетическому вкусу, создавая элегантные решения.

Финансовый кризис 1929 года и затяжная Великая депрессия окутали сетью и Новый Свет, и Старый, оказав сильное влияние и на работу парижской студии де Ланю. Оправиться от катастрофы не было никакой возможности. В письме своему мужу Пьеру Элизабет писала: «Я мечтаю о заказчике, и ни о чём другом. Или... или пора изменить свою жизнь и заняться чем-то другим..." В конце 1930-х закончилась короткая, но блестящая карьера Эр де Ланю в качестве художника-декоратора.

Фотопортрет Эр де Ланю, фотограф Ман Рей, 1925,  Архив Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду, официальный сайт - www.centrepompidou.fr
Фотопортрет Эр де Ланю, фотограф Ман Рей, 1925, Архив Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду, официальный сайт - www.centrepompidou.fr

В пятницу 4 февраля в 19-00 состоится лекция (в формате вебинара), посвященная творчеству Элизабет Эр де Ланю. Купить билет - здесь.

Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!

Если вам понравилась публикация, поделитесь. пожалуйста своим впечатлением. Для автора - это важно!