Танки с задним расположением башни не были характерны для советской конструкторской школы. Но попытки создать «что-нибудь этакое» предпринимались. Еще в конце сороковых годов отец Т-54 Александр Морозов предложил создать танк, который бы имел усиленное вооружение и повышенную защищенность при скромной массе в 30 тонн.
Достигнуть нужных параметров предлагалось, помимо прочего, размещением башни в задней части корпуса, созданием этакого советского «Фердинанда». Правда, танк пришлось почти сразу сделать самоходной артустановкой: деньги на САУ были, а на танки фонды у конструкторов уже показали дно.
На тот момент, как писал ведущий специалист по танкам Михаил Свирин, в СССР уже разрабатывалась противотанковая САУ с мощной пушкой — СУ-100П. Но ее недостатком была открытая башня: в условиях возможной ядерной войны такие установки точно были не лучшим вариантом. Морозов же хотел избежать этой проблемы.
Так в 1949 году появился «Объект 416», экипаж которого был надежно укрыт в герметичной башне. Машина вооружалась версией 100-миллиметровой пушки Д-10Т. Однако экзотично для СССР выглядящая башня оказалась довольно сложной, и возились с ней около трех лет. Тем не менее, к концу мая 1952 года опытную машину удалось собрать и приступить к испытаниям.
А здесь Морозова ждала неудача, причем довольно обидная. Недостатков у отлично выглядящей и перспективной в принципе машины оказалось много, и некоторые из них устранить было невозможно. Не удалось завершить даже пробеговые испытания — слишком много пришлось возиться с дефектами. Последующие ремонты выявляли все новые «баги», проблемы выявились и с ходовой, и с управляемостью, и с общей надежностью машины.
В результате «Объект 416» к 1953 году тихо закрыли. А ее конкурент Су-100П, несмотря на открытую башню, оказался намного удачнее, и работы над ним продолжались до начала 1960-х годов. Правда, в серию она тоже не пошла.
Еще наши публикации:
Почему сейчас у танков выхлоп сбоку?
Почему используют старые двигатели в танках?
Избиение Пантер во Франции, как это было?