Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Как вседозволенность сделала немецкого солдата на Восточном фронте преступником?

Командование немецкой армии сознавало, что война с СССР – это совершенно иная война, требующая от солдата осознания целей боевых действий, поддержания высокого боевого духа и особой боевой эффективности, потому что нападение Германии на Советский Союз привело к тому, что жестокость этой войны не имела себе равных: немецкие солдаты целенаправленно подвергались расистской пропаганде, где все русский люди представлялись примитивными «недочеловеками», жизнь которых по ценности несопоставима с жизнью немца. Если в побеждённой Франции немецкий солдат платил в кафе за вино, в Польше бросал крестьянину пару злотых за курицу, то в России стрелял в курицу и бил прикладом возмущённого колхозника.

Арийцы пришли
Арийцы пришли

И всё это шло с самых верхов. Приказы Верховного главнокомандования о поведении немецких солдат на завоёванных территориях: «О применении военной юрисдикции в районе «Барбаросса», «Об усмирении деревень», «Об отправке русской рабочей силы в рейх», «Об обращении с политическими комиссарами», «О поведении войск в Восточном пространстве» и общая тенденция их выражена так:

- Эти люди в России понимают лишь силу, поэтому все приказы им следует отдавать громким резким голосом, все возражения пресекать немедленно силой оружия.

- Опыты по изготовлению специального хлеба для русского населения показали, что наиболее дешевая и выгодная смесь получается из 50% ржаной муки, 20% отжимок свёклы, 20% размолотой целлюлозы и 10% листьев.

- Больные, находящиеся в городских больницах, продовольствием не снабжаются, поскольку не являются полезной силой для Германии.

- По лицам, замеченным у железнодорожных путей, огонь открывать без предупреждения.

- Невыход на работу во время уборки урожая расценивать как саботаж и поступать с виновными по законам военного времени вплоть до расстрела.

- С 12 марта 1942 года начальникам жандармских постов не требуется специального разрешения на проведение казней.

- За каждого раненого немецкого солдата расстреливать 10 русских заложников, за каждого убитого - 50 заложников.

Вседозволенность разлагает армию. Немецкий историк Х. Геер подсчитал, что во время войны на Восточном фронте до 80% немецких солдат в той или иной форме были замешаны в преступлениях против пленных, раненых или мирного населения, а поскольку в боях с Красной армией участвовало до 10 миллионов немецких солдат, то практически в каждой немецкой семье был свой военный преступник – насильник, убийца мирных жителей, грабитель.

Думаю, это объясняет, с какими чувствами входили бойцы Красной армии в Германию? И грех обвинять их в жестокости. К. Симонов записал в блокнот: «После того, как освободили лагерь наших военнопленных, солдаты два дня не брали пленных, а на третий день снова стали брать сдающихся немцев – отходчив наш народ!»

Нацистская идеология способствовала выполнению военно-политических задач. Возник и поощрялся культ героев, причём смерть солдата лично Гитлером в выступлениях осмысливалась как путь к продолжению жизни великой нации господ мира. Эта романтизация войны и солдата объединяла ветерана І мировой войны и мальчишку из Гитлерюгенд, которому вкладывали в сознание идею продолжения подвигов отцов, и эта идея опиралась и на материальные интересы: никто официально с высокой трибуны не объявлял, что «натиск на восток» приведёт к обладанию новыми землями не только государством, но и каждым героем войны с «восточными варварами», армия верила (и эта вера поощрялась офицерами), что Железный крест даст его обладателю поместье на Востоке после войны (в войсках считали это решённым), и армия считала, что для героев вермахта будут «поощрительные поселения ветеранов на восточных территориях».

А дальше началась «варваризация» войны – начиналась бойня, романтический шлейф исчезал, столкнувшись с бесконечными просторами чужой земли, ненавистью населения, всё возрастающей силой противника, суровыми природными условиями – это разрывало привычные представления о долге сверхчеловека, о великой Германии, и оставался маленький человек, брошенный в чудовищную мясорубку, испытывающий чувство обречённости, где его поддерживает не Родина, не родственники, не идеи Гитлера, а рота и взвод, которые заменили семью, и это отторжение и забвение всех достижений цивилизации и культуры – самая страшная расплата за то, что Германия приняла и поддержала нацизм.

Германия надорвалась, и нынешнее состояние страны – результат прошлых катастрофических ошибок, и не нужно кивать не «Мерседесы» и пенсии ветеранам. Показательно другое: когда недавно два «гостя» из мусульманского зарубежья прямо на улице сдирали юбочку с немки, вмешался лишь один человек – выходец из России. Кстати, его и обвинили в превышении допустимого уровня обороны.

Не дай Бог нам дожить до такого уровня культуры и толерантности.