В комментариях к моим статьям о СССР (список в конце статьи), часто говорят о том, что квартиры в СССР получались бесплатно. При этом забывая, что иногда получение квартиры люди могли ждали по 25 лет, а некоторые так и не успели их получить.
Так получилось, что наша семья испытала на себе все плюсы и минусы квартирного (жилищного) вопроса в СССР.
Вот на примере нашей семьи я и расскажу как это было реально.
А фактура получается очень богатая: с 30-х годов прошлого века до момента распада СССР, семья пожила и в бывшем купеческом доме, разделенном на квартиры, и в своих домах, и получала квартиры от государства и отдавала их обратно государству. И даже снимала жилье.
Попутно буду делать замечания о быте или каких-то событиях, которые тем или иным образом характеризовали жизнь в СССР. Буду добавлять фото из семейного архива.
Комната с кухней без удобств в бывшем купеческом доме в Акмолинске
Мой прадед Василий был замначальника ж/д станции в Казахстане. По тем временам - очень крутая должность. Семья жила достаточно зажиточно - "имелась даже дорогая шуба".
Получили бесплатно большую комнату с кухней без удобств (вода из колонки, туалет на улице) в бывшем купеческом доме в Акмолинске (Целиноград, Акмола, Астана, Нур-Султан) на улице Буденного, 53.
Его дочка, моя бабушка Надежда Васильевна, в войну приписала себе два года, чтобы ее взяли работать на шахту.
В 1943 году познакомилась с моим дедом Павлом Михеевичем, который был эвакуирован в госпиталь в Казахстане по ранению.
Жили в Акмолинске, у родителей бабушки на Буденного, 53 (у пробабушки Поли), в комнате в купеческом доме, без удобств. В 1944 году у них родилась дочка Света, моя мама.
Двухкомнатная квартира в поселке Дубовка
После ранения деда признали не годным к строевой службе и на фронт он не вернулся.
После окончания войны, он с бабушкой поехал на родину деда в Новомосковск (Сталиногорск).
Но так как НЕ БЫЛО РАБОТЫ,
(кто там говорит, что в СССР всегда была работа?) переехали в п. Дубовка, Тульской области, где он работал инженером по технике безопасности на шахте, а бабушка воспитателем в ведомственном детском саду и, затем, заведующей.
Получили бесплатно двухкомнатную квартиру.
Там у них родилась вторая дочь Таня (1952 г.), моя тетя.
Репрессии и снова комната в купеческом доме в Акмолинске
В 1953 году на ж/д станции в Акмолинске произошла диверсия (взрыв) и прадеда, который был ее зам. начальника, посадили.
Бабушка решила вернуться "спасать" прадеда, деньги на спасение и переезд получили от продажи пуховых перины и подушек.
2-комнатную квартиру сдали обратно государству.
Они опять стали жить со своими родителями, только теперь у них было еще два ребенка (моя мама и тетя).
Бабушка стала "ходить по инстанциям" и прадеда через полгода все же освободили. Хотя, скорее всего, это было связано с амнистией после смерти Сталина.
Строительство своего дома в Акмолинске
Понятно что жили они в очень в стеснённых условиях, не только по современным меркам, но даже по тем временам (3 поколения в одной комнате с кухней).
Приблизительно в 1960 году бабушке с дедом выделили землю (Речная, 15) на строительство дома.
Дом строили из старых шпал (выделили/купили не знаю), которые ставили вертикально.
Опять на этот момент жили достаточно зажиточно , по меркам того времени в СССР - ковры, посуда хрусталь.
За некоторой одеждой ЛЕТАЛИ ... в Ригу. Это к вопросу какие регионы как жили в СССР.
Двухкомнатная квартира в Темиртау
В 1969 году приехали родственники из Темиртау, где в тот момент начиналась большая стройка - строили металлургический комбинат (казахстанская магнитка) и предложили перебраться туда.
Дом продали.
Мои родители снимали комнату месяца два. Бабушка с дедом же поехали в Темиртау, где жили у родственников.
Бабушка познакомилась с тещей начальника треста Казметаллургстроя Коркиным Александром Гавриловичем.
Через него или как-то по другому она узнала что в доме на Коммунаров, 13 (дом стоит до сих пор) скоро освобождается двухкомнатная полногабаритная квартира, так как семья из этой квартиры уехала на Украину, и там остались на пару месяцев две сестры закончить школу.
Бабушка как-то попала на прием то ли к Коркину, то ли Родину, начальнику одного из управлений (Прокатстрой) треста и ее семье
выделили квартиру на Коммунаров, 13 бесплатно.
Квартира была, как сейчас сказали бы в элитном доме. В нем жил сам Коркин в четырехкомнатной квартире, но очень скромно обставленной и Родин, но, кажется, тоже в двухкомнатной.
Но выделенная квартира была убитая "в ноль", поэтому даже выделили (подписали) материалы на ремонт. Как говорит тетя Таня: "Линолеум получаем до сих пор!))"
На следующий год дед умер (49 лет). Я уже писал, у него было ранение.
Еще одна 4 комнатная квартира в Темиртау
После смерти деда, бабушка вышла замуж за их общего знакомого Мидора Владимира Сергеевича. У него была уже своя 4 комнатная квартира (Блюхера, 33) и подрастающий сын. Жена его так же умерла. Но комнатки в квартире были очень маленькие.
Бабушка переехала жить к новому мужу, а в квартире на Коммунаров, 13 осталась жить тетя Таня, ее дочка.
Её два года пытались выселить из квартиры, типа у вашей семьи и так имеется другая жилплощадь, а она там реально вроде как и не живет. Ходили смотрели в замочную скважину и тд. Занимался этим юрист треста. И попытки продолжались пока тетя Таня не вышла замуж.
Видно, что не только бабушка была пробивная и активная, а другие люди также живо интересовались, где освобождаются или должны освободиться квартиры))
Примечание:
На этом примере хорошо видно, с какими сложностями приходилось сталкиваться, чтобы передать квартиру "по наследству". И это не всегда удавалось, но об этом ниже.
Съемные частные дома в Чимкенте
Я с родителями уехал в Чимкент, где также строился какой-то химкомбинат.
Там мы снимали небольшой домик из одной комнаты с кухней без удобств, но с газом.
Это был старый "хозяйский дом". Хозяева жили на этом же участке в доме побольше и поновее.
Затем переехали в такой же дом чуть побольше - там было уже 2 комнаты, но одна очень маленькая, буквально только кровать детская помещалась.
Дом опять старый хозяйский. Сами хозяева жили также на этом участке.
Половина дома в Карагайлах
В 1974 году новый дед переводится на строительство ГОКа (горно-обогатительного комбината). Для него это было повышение, так как там он становился начальником ПМК (передвижной механизированной колоны) .
Там им бесплатно выделяют половину дома в государственных дуплексах (дома на двух хозяев). Три большие комнаты, большая кухня, веранда, крыльцо.
В доме была вода, канализация, центральное отопление. Но горячей воды не было - надо было топить титан. Так же газ был в баллонах. Газ возили раз в неделю или две, на специальной машине. Мусор - по расписанию - раз в день приезжала мусорка.
При доме был участок, покрытый плитами (раньше там располагалось что-то типа общежития для водителей со стоянкой для их машин). Бабушка с дедом, как она рассказывала, на руках вытащили оттуда все плиты. Возможно, это были не плиты, а плитки из бетона 50х50 см. Так как дорожки, которые остались, ими и были выложены.
Бабушка с дедом завели полное натуральное хозяйство - корова, свиньи, куры, кролики, ну и огород с парником для огурцов. Теплиц тогда не было ни у кого.
Почти сразу мы переехали к ним из Чимкента, по всей видимости, в том числе, из-за того, что в Чимкенте не удалось решить квартирный вопрос.
Отобрали четырехкомнатную квартиру
4-х комнатная квартира в Темиртау (Блюхера, 33) осталась за дедом, но пустовала.
Но через два года ее ЗАБРАЛИ.
Двухкомнатная квартира в Карагайлах
Сначала все жили в этом доме, затем достаточно быстро полгода-год моим родителям
бесплатно выделили двухкомнатную квартиру в новом построенном трехэтажном доме.
Горячей воды не было (титан), газ в баллонах, машина мусорка.
Жили по тем временам просто - трюмо, диван-кровать в зале, где спали родители, кровать в детской со столом. На кухне шкафчик стол, табуретки.
Хотя было пару ковров. А за коврами тогда могли залезть и своровать. То есть, это был "реальный актив"))
Но надо понимать, что дед фактически был начальником "поселкообразующего" предприятия.
И квартирные вопросы решались, наверное, быстрее, чем для большинства людей.
В 1974-1975 году дед уже смог купить машину - Москвич-412.
Трехкомнатная квартира в Карагайлах
После рождения второго ребенка приблизительно в 1977 году мои родители
бесплатно получили уже трехкомнатную квартиру. Двухкомнатную, конечно же, сдали обратно государству.
Съемная полуторка в Целинограде
Я не знаю по какой причине, может было окончено строительство ГОКа, может еще что, но зимой 1980-81 года.
Дом и трехкомнатная квартира в Карагайлах были возвращены государству
и наши две семьи поехали в Целиноград (бывший Акмолинск, где раньше был дом на Речной, 15 и где продолжала проживать прабабушка Поля) "в никуда"
- в съемную полуторную квартиру на проспекте Целинников, 5.
Видимо деду пообещали решить вопрос с квартирой через некоторое время.
Всю мебель из трехкомнатного дома и трехкомнатной квартиры, видимо просто распродали, так как она просто не влезла бы в полуторку. Как передавался (и продавался ли вообще) гараж, который дед построил сам, я не знаю.
Вещи лежали в коробках. В маленькой комнате спали дед и бабушка, в большой - родители с младшим ребенком на диване, я на раскладушке, которую ставил каждый вечер и убирал каждое утро.
Примечание:
Но надо признать , что решение уехать из Карагайлов, пусть и "в никуда" было верным, так как буквально через 10 лет весь многоэтажный сектор Карагайлов буквально вымер.
Так жили полгода или полтора.
Я часто жил у парбабушки Поли, которая, к тому моменту, осталась одна в квартире в купеческом доме на Буденного 53, с которого началась моя история нашей семьи и квартир.
В 1981 или 82 году, брат моего отца из Ленинграда предложил ему купить машину, так как у него подошла очередь, а у него не было денег.
У родителей тоже не было всей суммы, но они насобирали по знакомым и отец полетел в Ленинград и пригнал оттуда зеленую "5-ку".
Комната в административном здании
Затем деду дали "угол". Натурально. В административном здании треста ему
бесплатно выделили комнату,
которая была раньше "Ленинской", то есть, "Красным уголком"!)) И они переехали.
Я и родители остались в съемной квартире.
Строительство своего дома в Целинограде
Наконец, в начале лета 1983 года деду выделили землю на окраине Целинограда (Котовского, 28), где буквально за три месяца был построен опять шпальный дом на 2 семьи.
Дед с бабушкой и я с родителями опять стали жить вместе.
Комната в административном здании была возвращена администрации здания.
Как уже говорилось, дом находился на окраине города, дороги не было зимой улицы никто не чистил, весной и осенью очень часто в грязи застревали машины. А пройти без сапог было нереально.
Туалет - септик или деревенский. Вода из колонки. Отопление печное. Мусор просто выбрасывали в какую-то яму неподалеку. Правда построили еще баню и гараж на 2 машины.
Я через весь город ездил в школу в маткласс.
На следующий год, после республиканской олимпиады по физике меня пригласили в Летнюю школу при НГУ, а затем и в ФМШ и я уехал. С этого времени я уже фактически не жил с семьей, иногда приезжая в гости.
Новые участки в Целинограде
В году 1988 и деды и мои родители получили новые участки в перспективном микрорайоне "Чубары" под частную застройку. Адресов я не помню/знаю.
Так как дом и участок на Котовског, 28 был оформлен на деда, то как он получил участок - непонятно. Да, да. В СССР готовый дом или кооперативную квартиру можно было купить не взирая на наличие жилплощади. А вот участок или квартира в этом случае, не полагались.
Деды достаточно быстро построились. Все же и дед строитель и деньги у них водились. И переехали в новый двухэтажный дом.
А вот мои родители затягивали со стройкой. И людей меньше было, как я уже уехал в Новосибирск и денег меньше.
Но к моменту переезда дедов (~1989 год), моя мама как-то (за "подарок" в виде американской надувной лодке какому то чиновнику) смогла попасть в строительный кооператив.
Просто так попасть в строительный кооператив тоже было нельзя!!
Они получили трехкомнатную квартиру улучшенной планировки, но уже на другой окраине города. Натурально, за домом начиналась степь. Но к дому была асфальтированная дорога и дом был, понятное дело, со всеми удобствами.
Как удалось вступить в кооператив, даже учитывая взятку - было не очень понятно. Так как, формально, у них уже был участок в "Чубарах", хотя дом там явно был не достроен. Тем не менее наличие участка не афишировалось.
Условия кооператива были такие: квартира получалась, а сумма уплачивалась в рассрочку, может быть даже с каким-то процентом. То есть, что-то вроде современной ипотеки, только квартира не была юридически обременена долгом.
Но в 1992 году мама продала итальянские женские сапоги, (которые когда-то достала по блату или может ей еще они достались по талону) за 17 000 рублей и полностью рассчиталась за этот кооператив.
На этом история нашей семьи в "квартирах СССР" заканчивается.
И хотя неугомонная бабушка с дедом, а потом уже и одна продолжала менять места жительства, это уже совсем другая история.
Я надеюсь из этой истории нашей семьи станет немного понятно тем, кто не знал или тем, кто забыл, как реально обстояли дела с бесплатными квартирами в СССР.
Мои статьи про жизнь и экономику СССР:
АЛЕКСЕЙ ☀️