Разберем другие типы задач на избыток и недостаток. Постарайся не запутаться. При необходимости - конспектируй материал и делай в конспекте пометки.
Мы уже начали рассматривать задачи на избыток и недостаток вещества при протекании химической реакции, а также изучили способы представления концентрации веществ. Сегодня мы объединим наши знания и рассмотрим задачи на избыток и недостаток в растворе.
Напомним, что раствор – это, как минимум, двухкомпонентная система, в которой выделяют растворитель и растворенное вещество. В рассматриваемых сегодня задачах растворитель не будет вступать в химическую реакцию, только чистое вещество, находящееся в данном растворе.
Рассмотрим следующую задачу:
Какую массу хлорида натрия можно получить при взаимодействии 200 мл 0,1 М раствора соляной кислоты и 300 мл 0,15 М гидроксида натрия?
Из данной формулы выразим количество вещества. Именно это количество будет находиться в реакционной системе.
Как видим, гидроксид натрия соотносится с соляной кислотой как 1:1, то есть количество вещества гидроксида натрия должно быть равно количеству вещества соляной кислоты (и наоборот).
Определяем, какое вещество взято в избытке, а какое в недостатке:
Очевидно, что для данной задачи в избытке взят гидроксид натрия, так как его количество вещества больше количества вещества соляной кислоты (а должно быть равно). Значит, дальнейший расчет ведем по соляной кислоте.
Уравнение химической реакции можно писать до расчета количества веществ компонентов, вступающих в химическую реакцию, а можно после данного расчета.
Обобщим материал:
Для решения задач на избыток и недостаток в растворе необходимо:
- Используя формулы представления концентраций веществ в растворе рассчитать количества веществ, вступающих в химическую реакцию.
- Записать уравнение химической реакции и подобрать стехиометрические коэффициенты уравнения.
- Сравнить количества веществ со стехиометрическими коэффициентами и определить, какое вещество взято в недостатке.
- Составить пропорции и найти требуемую величину, используя данные о веществе, взятого в недостатке.
Для закрепления материала пройдите по ссылке на фугл-форму:
Вы также можете решить дополнительные задачи и прислать материалы в беседу "Учебный класс" летней школы юных химиков
Задача №1. К раствору, содержащему нитрат серебра массой 25,5 г, прилили раствор, содержащий сульфид натрия массой 7,8 г. Какая масса осадка образуется при этом?
Задача №2. К раствору, содержащему хлорид кальция массой 4,5 г прилили раствор, содержащий фосфат натрия массой 4,1 г. Определите массу полученного осадка, если выход продукта составляет а) 100 %. б) 88 %.
Несмотря на то, что задачи с выходом мы будем решать в следующей статье (на следующем уроке), попробуйте решить представленную задачу.